Медиакарта
5:40 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

И самим сдержаться, и хищникам отпор давать

Все чаще задаюсь вопросом – что же случилось с водоплавающей дичью? И это не праздный интерес, ибо в последнее время частенько приезжаем с друзьями с охоты, не добыв даже записанной в путевке нормы… Хозяйка начинает ворчать – мол, зачем убивать время и себя мучить? Наступает разочарование… Такая же «картина маслом» и у близких по возрасту товарищей - многие забрасывают это дело, продают ружья. Из почти 2500 членов Районного общества охотников и рыболовов, что было в 70-80-е годы, на сегодня с государственными охотбилетами осталось менее 1000… Да, скажет кто-то, народ уезжает – стареет – умирает, а молодежи не до этой мужской забавы… Может и так, но меня волнует другая сторона – именно самого процесса охоты. Вспоминая былые годы на прикидку, да и, по советам ученых, продолжаю вести дневник, потому не ошибусь, что за осенний сезон многие добывали далеко за сотню уток, да и гусей вполовину этого, а то и больше. А сейчас? Первых, при удаче, - пару десятков, а о вторых, можно сказать, только и осталось, что мечтать. Невольно задумываешься - в чем причина такого обнищания наших охотничьих угодий?

А расскажу я вам невыдуманные встречи и истории-рассказы бывалых, и проведем анализ всему этому. Может, хоть так дадим повод задуматься нашим современным охотоведам – кто же делит с нами добычу, какова цена этому и… то ли еще будет?...
Вот что нынче летом поведал сосед – охотник, рыбак, бывший рыбинспектор - Сироткин Вячеслав Александрович про разбой баклана…
На озере Чащино, что у «Голубых озер», поплыл он с удочкой у камышиков посидеть… Как вдруг тревожно закричала утка с утятами на открытом плёсе. Глянул Вячеслав Александрович, а на выводок баклан позарился! Утята все нырнули, да он сверху камнем кинулся и ушел под воду! А вынырнул уже с утенком в клюве! Выронил, да снова, несмотря на старания самки отбить утёнка, и даже крики рыбака, бросился за своей жертвой - подхватил, и уже в воздухе заглотил, как крокодил, добычу и был таков…
Про то же самое мне рассказал член правления, охотник и рыбак Бердюгин Николай Харитонович, насмотревшись на проделки бакланов, показанные по телевизору французским ученым-путешественником Кусто. Мало того, если учесть, что в день один такой «рыбак» добывает для пропитания от 3 до 5 кг рыбы, а ведь их в районе около тысячи, и все «бомбили» озеро Песьяное у Армизона, а затем Б. Няшино, то выходит, что все планы наших частных рыбоводческих хозяйств они на много перевыполнили… Слава Богу, что их теперь разрешено отстреливать… Кстати сказать, некоторые охотники, которые не брезгливые, с хорошей приправой да под боевые 100 грамм, сняв с них шкурку и хорошо прожарив для безопасности, готовят неплохие блюда… Да ведь только особо их отстрелом никто не занимается – вот и посчитайте, какой это минус и уткам, и рыбе…
Добавим к этому и второго нашего «конкурента» - рыболова-охотника с таким красивым и ласковым ученым названием «серебристая чайка» или «чайка-хохотунья», а по-простому – гадкий мартын, ибо является он пакостником высшей гильдии. Приведу свой случай: выплыли мы как-то с товарищем в одной лодке на озерцо порыбачить, да впереди, видимо, молодая да неопытная «мамаша» - белобокая чернедушка, да с семью маленькими птенцами, стала отплывать не в камыш, а на стекло открытой воды… Тут же слышим мартына призывной клич к охоте: «Кау!». Налетели! И даже не обращая внимания на наши крики, в один миг атаковали выводок! В 5 минут мамаша-утка осталась одна одинешенька! Впервые такое увидев, товарищ мой до того расчувствовался, что даже прослезился! Да и у меня на душе кошки скребли…
И ведь что примечательно - в настоящее время этих «запретных птичек» намного больше, чем тех же уток и гусей! А в своё время, когда работал егерем у охотоведа В.П. Дробышевского, несмотря на запрет, исходя из реальности, мы зорили полностью кладки целых колоний этих бандитов, всячески сокращая их численность.
…Следующий персонаж - болотный-озерный лунь, который гнездится в камышах, да целыми днями «висит» над ними, высматривая свою жертву: малых утят всех пород, задремавших на лабзе, или ондатренка, зазевавшегося на своей хатке. Вот рассказ моего брата - Мастерских Виктора Николаевича, ставшего нынче летом свидетелем такого редкого случая… У нас дома, за огородом, все знают рямок-озерцо, на котором весной гнездится несколько пар разных уток, в том числе и лысухи. Вот вышел он на бережок - прогулять собаку… Да вдруг услышал тревожный крик лысух! Смотрит – а на их выводок напал лунь! Уточки маленькие врассыпную кинулись улепетывать, но одного он успел прямо на воде схватить в когти. Лысухи невдалеке сбились в стайку, а вот в момент, когда лунь вместе с цыпленком хотел взлететь, тут и кинулись на него самка с самцом (лысухи выводят и выращивают своих малышей, в отличие от других пород уток, вместе до самого подъема на крыло), да и остальные утята подмогли! Тот от страха и распустил когти, да и выронил утенка! Не зря, видимо, лысуха еще зовется водяной курочкой, ведь курица-наседка за своих цыплят и глаза выклюет… Да только одного отбили, а сколько этот бандит еще натаскал…
О сообразительности и даже наглости в борьбе за пропитание и выживаемости серой вороны много статей было в охотничьем журнале. И даже не мартыны, луни с бакланами, а именно она - враг номер один для водоплавающей дичи. Не зря обзывают «летающим волком», которого наш земляк - охотовед-ученый Владимир Иванович Азаров - рекомендовал к круглогодичному и повсеместному отстрелу, и разорению гнёздовий - особо вокруг заказников, да и всех водоёмов, где гнездятся утки. Он даже придумал (и это было опубликовано в журнале «Охота и охотничье хозяйство») ловушку для серых хищников, чем-то напоминающую рыбацкий ставник, в который она спускалась за «наживкой», а обратно уже вылететь не могла. В свое время наше районное общество охотников и рыболовов, его правление, совместно с охотоведом Дробышевским Владимиром Петровичем, организовали даже конкурс по отстрелу ворон, с серьезным поощрением - лицензия на косулю. РООиР выдавало по 2 патрона за сданную пару лап серой вороны.
Приведу пару личных примеров разбоя ворон. Жили мы в с. Плешково Ишимского района, я тогда учился в 8-м классе с другом по охоте Федоровым Виктором, который сейчас там обитает. А мать его в ту пору держала много домашних гусей, которые сами же себе смену и выпаривали… Хлопотное это дело – сохранить и поднять маленьких «пуховичков», да никуда не деться – такой сельский труд… И вот однажды «прилетает» к нам домой ошарашенный дружок, а следом и мать, вся в слезах… Что за переполох?! Оказывается - почти весь выводок гусят поклевали насмерть вороны! Мы за ружья – отомстить! – но, сколько не бегали, так ни одной разбойницы и не смогли добыть, кроме пары попавших под горячую руку сорок…
Был я свидетелем и такой хитроумной охоты этих «волков»… Дело было по весне, когда ондатры активно мигрируют с озера на озера – и вот одну из них и подкараулили на сухом месте две вороны: зверёк агрессивный, шустрый, не так просто его взять, так те что сделали: одна подсаживается спереди и отвлекает на себя, а вторая в это время молниеносно подскакивает, да и бьет своим «долотом» ондатру точно в затылок. Тот кидается на неё! Да подставляет свой затылок другой! Так они её и задолбили насмерть...
Сейчас же охотоведам нашим вообще не до ворон. Всё у них денег нет… Да организуйте охотников! Они даже своими патронами с удовольствием вам помогут с отстрелом!
Кстати, припомню и про ондатру… Оказывается, что резким сокращением водоплавающей дичи озаботились не только простые охотники, но и ученые, причем – давненько, в том числе и наш земляк ученый охотовед-биолог Азаров Владимир Иванович. Время и наблюдения показали, что за искусственно завезенного в нашу страну, а также и в нашу область, чуждого нашей фауне вида – ондатры, пришла расплата в виде потерь разнообразия водной растительности, а, как следствие этого, - ухудшением условий обитания всех ее потребителей, в том числе водоплавающей дичи.
Еще в 1979 году, на совещании, посвященном 50-летию начала работ по расселению ондатры, многие отметили, что экосистемы водоемов изменились очень сильно, возможно - даже необратимо и необходимо максимально снижать численность зверька. Вот цитата участника этого совещания В.И. Азарова: «На водоемах Тюменской области резко сократилась рыбопродуктивность, в десятки раз снизилось количество водоплавающей дичи на гнездовании, линьке и во время миграций…». Что говорить про нынешнее время – ондатры развелось несчетное число! Почему? И «браконьерить» её перестали – нет выгоды, ибо шкурки дешевые, да и нормы добычи для охотников – мизерные, что не позволяет регулировать численность.
Считаю, что для пополнения бюджета района, и с пользой для дела, сроки добычи ондатры стоит приурочить к традиционным - с открытия осенней охоты, и норму добычи увеличить, что позволит поднять и спрос на путевки, а заодно – сдача шкурок будет хоть частично оправдывать немалые затраты охотников. И здесь, думаю, цена на пушнину не замедлит подняться, если прекратить необоснованные нападки на тех, кто занимается закупкой и переработкой, и нас же одевает. Кстати, даже ученые рекомендуют очищать водоемы от ондатры, но советуя уже весенний охотничий период, когда добывать её легко, особенно самцов, да и качество шкурок лучше.
Неменьший урон водоплавающей дичи наносят в весенний период гнездования наши «вестники весны» - стайное сплоченное сообщество грачей. А дело в том, что в то же время, когда утки и все роды куликов начинают гнездиться, у прилетевших раным-рано грачей уже грачата на выходе! Вот у них и огромная забота - чем накормить прожорливое племя? Все видят и знают, что в ту пору грачи целыми днями «висят» над камышами озёр в поисках всего, что «выбросится» из воды, в том числе - поиском и разорением гнезд оплошавшей или потревоженной и улетевшей утки или кулика. Вот что мне самому лично пришлось насмотреться... Вблизи деревни Снегирева есть озерцо Сусарка, на берегу которого уже во время массового гнездования уток и куликов мирно паслось деревенское стадо. И я, уже работая председателем РООиР, подъехал к знакомому пастуху, отдыхающему за обедом. Он тут и говорит – мол, вы бы мне разрешили носить ружье и отстреливать ворон и грачей… «Грачей-то зачем?» - спрашиваю. А он мне: «Да далеко ходить не надо… Вон, смотри, корова около камыша утку спугнула с гнезда…». Глянул – точно… Зато туда, на пустое гнездо, прямо, как пчелы на мёд, с десяток грачей вмиг кинулись! Не успел я даже до них добежать с криком, как они, уже с яйцами в клювах, разлетелись в разные стороны… Всё! Нет выводка! Лишь одна невдалеке горевала беспомощная утка…
Грачи, также, как и скворцы, в летнее время непременные спутники стада коров с овцами… Вот только одни ловят паутов и мух, а вторые нещадно зорят гнезда, используя животных, как способ обнаружения гнезд и яиц. Поэтому и надо, по возможности, не допускать, чтобы устраивали колонии вблизи озер, заказников и у приписных хозяйств. К примеру, мы под руководством охотоведа В.П. Дробышевского поступали тоже хитро: как только грачи загнездятся у заказника и начнут класться и парить, мы выбирали дождливую холодную ночь и устраивали рядышком пальбу из ружей. Верьте – не верьте, но грачи покидали это место и обосновывались на другом…
Кроме летающих врагов водоплавающей дичи, есть и не менее значительный ущерб со стороны четвероногих. Это – всеядная и вездесущая, умеющая даже плавать, енотовидная собака; хитрющая пакостница – воровка рыжая лиса, которые вокруг своей норы в радиусе 5 км уничтожают все, что им под силу, и сравнимы в охоте с лучшими породами охотничьих собак. Был со мной такой вот случай…
С 1972 по 1975 год я работал егерем под началом охотоведа В.П. Дробышевского, и мы поздно с ним обнаружили, что в самом «сердце» «Белозерского» заказника на острове «Омелик» осталась летовать окруженная водой рыжая лиса. Этот остров считался раем для многих видов уток, куликов и особенно жаворонков - местом отдыха и гнездования. И тут лиса… Приехал в заказник в ту пору наш зам. начальника управления, да и заглянул на остров… и ужаснулся разбою этой проходимки! Ох, и дал нам потом нагоняю! Наказав, чтобы немедленно уничтожили проходимку… На следующий день Ануфриев Геннадий Михеевич подвез из Данькова большую лодку, в которую мы загрузили мотоцикл «Восход», мою гончую собаку - Трубача, который хорошо гонял лис, туда же умостились егерь В.В. Бабушкина и наш неизменный помощник А.В. Коваленко, ну, и мы с Владимиром Петровичем… Высадились таким десантом на остров, который был по площади где-то 1,5 км х 700 метров, и, рассыпавшись в линию и пустив собаку, пошли в поиск… А Петрович был на стреме с мотоциклом, чтобы пуганную лису догнать и уничтожить. Нашли! Собака пустилась в погоню, все разбежались в засаду, чтобы встретить плутовку! Как вдруг гон прекратился… Рыжая, сообразив, что на земле её пес достанет, переплыла на лабзу! Трубач потыкался, потыкался у воды, да и тоже кинулся за ней! Та опять на остров! Пошла по кругу, да и наскочила под выстрел Ануфриеву… С тех пор мы с ранней весны уже обследовали остров, чтобы не оплошать… Что касается урона, который приносят лисы, то, думаю, многим известно, сколько молодняка они давят, не считая того, что, при удаче, и уточку отведать не прочь, а не достанут, так спугнут с гнезда, а то и яйцами полакомятся…
А еще меня беспокоит судьба северных гусей - так называемых казарок… Не случится ли с ним то же, что и с нашим серым гусем? Не пора ли хотя бы на время прикрыть весеннюю охоту на казару… Ведь если весной утку от селезня можно отличить по окраске, то гуси всех пород почти одного цвета, а потому и бьют их без разбору и на зимовке, а затем - вся Европа - на пролете весной, потом и вся Россия… И наконец, уже на месте ее гнездования - на севере нашей области, лупят охотники по стаям без разбору… Многие еще помнят, как в совсем недалеком прошлом косяками, да по неделе пролетала казара, останавливалась подкормиться и отдохнуть с местными гусями на оз. Черное и Б. Белое. А нынче уже редко услышишь их гогот – за пару – тройку дней пролетают небольшие стаи... Я сам - охотник с большим стажем, и в сезон, ох, как руки зудятся пострелять, да добыть побольше, но… Нельзя этого делать бездумно и беспощадно, без мыслей о будущем. Потому и самим охотникам надо знать удерж, и всяким хищникам, губящим молодь, отпор давать.
Ю.Н. МАСТЕРСКИХ, председатель РООиР