Новый цикл занятий стартовал в Школе научных компетенций Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова, филиала ТюмГУ.
Мотивация – от спикеров
На первой сессии студенты и школьники осваивали технологии внедрения идеи в успешный проект в научной и социальной сферах. При этом слушателей ждала только одна лекция – «Основы проектного управления», остальные формы взаимодействия – интерактивные практики: мастер-классы «Технология генерации идей», «Выбор целевой аудитории», «Основы социального проектирования», психологическая и деловая игры.
К словам спикеров прислушивались. Они, почти ровесники, но имеют имя, занимают определённую ступень в выбранном деле. Это тюменцы: начальник научного отдела ЗАО «ТюменьНИПИнефть» Александр Попов, директор центра позитивной психологии «Апельсин» Андрей Усачёв, кандидат социологических наук, доцент Тюменского индустриального университета Алёна Попкова, ишимцы: кандидат психологических наук, доцент педагогического института Наталья Карпова, предприниматель, руководитель отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Евгений Медведев, предприниматель Андрей Лысенков.
На счету специалиста по продвижению Дарьи Стародумовой – руководство несколькими успешными проектами: в Тюмени – по добровольной подготовке к службе в армии «Достойный выбор», «Экодесант», в Ишиме – гастрономический семейный фестиваль «Золотой карась». Социальными проектами Дарья занимается с 2015 года.
Директор бизнес-инкубатора ТюмГУ Александр Ермаков на пресс-конференции рассказал о деятельности интеллектуального клуба. По его словам, эта студенческая организация с 2004 года позволила на одной площадке и на одной волне найти и друзей, и партнёров. В 2012 году проект перерос в самый масштабный областной интеллектуальный чемпионат. Основной его инвестор – университет. Каждый сезон интеллектуальных игр собирает студентов вузов, ссузов, преподавателей, бывших выпускников. Возраст участников – от 13 и старше. На одной площадке встречаются до 60 команд, примерно 400 человек. Неслучайно на вопрос: «Какое студенческое направление наиболее развито и повлияло на ваше становление?», – более 25 процентов респондентов отвечают: «Интеллектуальный клуб».
Ишим на пресс-конференции «Успешные социальные проекты» представлял 10-классник школы № 8 Артём Старокоров. Почти накануне сессии Школы научных компетенций в этой же 22 аудитории педагогического института он провёл первое занятие из цикла «Бизнес-юность». Сейчас показал слушателям алгоритм действий, которого придерживается сам. Вначале было целеполагание: что полезного в свои 16 лет я могу дать людям? Шаги, чтобы достичь желаемого: каждый день стремиться стать лучше, встречаться с успешными людьми, учиться у них, идти вперёд. Важно покинуть зону комфорта, найти наставников. Для Артёма ведущим в научных исследованиях стал кандидат педагогических наук Евгений Фёдоров. Далее для воплощения любого проекта, уверен Артём, важно собрать команду. Успех – это и самообразование, и наработка личного бренда, и анализ ошибок, ибо так обретается опыт.
Точки над i – от экспертов
Кульминацией в занятиях Школы научных компетенций стала панельная дискуссия «Молодёжные инициативы: механизмы поддержки и проблемы реализации».
Каждый из экспертов обозначил проблематику насущного с его точки зрения аспекта. Заместитель главы города Ишима по социальным вопросам Борис Долженко рассказал, как в Ишиме складывается практика поддержки молодёжных инициатив. Администрация города при активном содействии главы Фёдора Шишкина отслеживает интересные проекты и включается в их реализацию. Хорошие примеры: соревнования по дрифту, собравшие пилотов из Омска, Кургана, Тюмени и обозначившие перспективы дальнейшего развития автоспорта в Ишиме. Результативен и проект«Читающий город» во взаимодействии многих социальных структур, в том числе и вуза. «Все практикоориентированные идеи, имеющие право на жизнь, будем поддерживать», – заверил Борис Геннадьевич.
Доцент социологических наук, профессор Тюменского индустриального университета, член-корреспондент Сибирской академии наук Высшей школы Наталья Костко отметила актуальность темы – социальное проектирование, назвав Школу научных компетенций интереснейшим событием в регионе. В ситуации, когда идёт обсуждение проблемы формирования стратегии развития муниципальных образований, социальное проектирование рассматривается в качестве главного инструмента.
– Если раньше мы говорили о развитии социально-экономических показателей с целью уровня и качества жизни, то сейчас рассматриваем и человеческий капитал, – сказала Наталья Анатольевна. – Мы можем до бесконечности вкладывать средства, строить объекты, но если люди не заинтересованы в происходящем, не являются участниками событий, если они сами не выстраивают свою жизнь, то рассчитывать на успехи практически невозможно. Учитывая мировой тренд, сейчас говорим о целостном развитии территории. В социальном пространстве три компоненты: идентичность, активность, нормы и ценности. И главное – если нет привязки к понятию родины, мы и получаем другой результат.
Наталья Костко поставила ряд вопросов: что лежит в основе мотиваций? Активность часто ограничена рамками организационных форм, и большая часть молодёжи социальными процессами вообще не охвачена. Как выйти из этого замкнутого круга? Каковы механизмы наработки территориальной идентичности, если люди не ассоциируют себя с территорией, на которой живут, хотят найти более качественный для жизни, с их точки зрения, большой город? Но всё равно ставку надо делать на активную молодёжь, которая готова реализовывать идеи, но вовлекать в орбиту и тех, кто рядом. Один из механизмов решения проблемы – доступность информации об явлениях в молодёжной среде.
Ещё один эксперт Александр Ермаков, будучи уже и спикером, увидел большой потенциал в участниках Школы научных компетенций и дальнейшем её развитии. Он рассказал об одном из успешных коммерческих проектов – малом инновационном предприятии, занимающемся разработкой информационных систем класса «ЛИС», начавшегося с инициативы одного человека.
– Есть мнение, что финансы – это не главное, гораздо важнее оценить себя, находясь в среде вуза, – обратился он к слушателям, – но только внешняя экспертиза может признать совершенство-несовершенство вашего проекта. Двигайтесь вперёд, презентуйте себя, выигрывайте гранты. Найдутся инвесторы, готовые в вас вложиться, вы на верном пути.
Кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по проектной деятельности и стратегическому развитию ИПИ им. П.П. Ер- шова Николай Кудрявцев поблагодарил экспертов за новый формат Школы научных компетенций, что является показателем того, что в институте оперативно отвечают на вызовы времени. Имея багаж знаний о проектной работе, полученный в школе «Сколково», при принятии дорожной карты по инновационной деятельности он сделал ставку на инициативы студентов. Сейчас в институте действует проектный офис с шестью секторами: превосходного педагогического образования, маркетинговой профориентации, развития кадрового потенциала, развития инноваций, по привлечению талантливой молодёжи и содействию трудоустройству выпускников, созданию коворкинга.
Больше часа продолжалась дискуссия с участием экспертов. Об её актуальности свидетельствует и факт активности слушателей – директоров школ, преподавателей, студентов – в формате свободного микрофона.
Послесловие
за дверью
аудитории
Довольны ли уровнем первой сессии Школы научных компетенций молодые исследователи?
– Здесь учат идеи превращать в проекты, – ответил студент первого курса биолого-географического факультета Тимофей Темеров. – Мы пришли, чтобы найти способы реализации нашего движения – клуба фехтования. В результате решили развить новый аспект – сделать настольную ролевую игру с уклоном на краеведение. Это будет полезный досуг целевой аудитории – 7-9 классы.
– Плодотворный день, – поддержал Тимофея одиннадцатикласс- ник школы № 5 Арсений Сухорослов. – У нас команда фехтования, и настольная краеведческая игра будет способствовать популяризации клуба. Спикер Андрей Лысенков предложил много материалов.
– Мне нравится, как проходят занятия. Они всегда продуктивны и в плане реализации идей, и в личностном развитии, – это мнение учащегося Леонида Сухорослова. – Был на сессиях школы в прошлом году. Знания пригождаются в жизни, это крепкая ступенька в поисках себя.
– И я активно участвую в занятиях во второй раз, – включается в разговор студентка 2 курса, профиль «Русский и иностранный языки», Анастасия Гавришева. – Школа играет большую роль в наших исследованиях. Развивается уровень общения, спикеры и эксперты дают мотивацию на реализацию проектов. Ключом в этот раз для меня стали слова: «Если вы хотите чего-то добиться в жизни, получайте всё прямо здесь и сейчас, ничего не откладывая на завтра».
– Пришли снова, чтобы прокачать наш проект «Страноведческий клуб», это проведение вечеров на английском языке, – добавляет к словам подруги Анастасия Крайчинская, председатель студенческого научного общества ИПИ. – Школа научных компетенций – это знакомство с нужными людьми, с ними можно в интересах своего развития и дела пообщаться в любое время. Для дальнейших действий взяла правило: «Если у тебя есть идея, ты должен начать её реализовывать в течение трёх дней. Первый шаг не сделаешь – никогда не начнёшь заниматься».
– Я пришла получить навыки работы над проектом, – говорит первокурсница Алёна Васильченко. – Проводим исследования по теме «Основы и перспективы развития фитнеса». Ещё мне интересна тема «Формирование интереса к чтению у младших школьников».
– Школа научных компетенций действует в институте с 2016 года. Появилась острая потребность продвижения проектов молодёжи. Активность есть, поэтому нужно дать механизмы, инструменты реализации, – это резюме от начальника научного отдела института Антона Захарова. – Создали команду из наших преподавателей и провели обучение по основам фундаментальных прикладных исследований. По итогам первой школы выделены гранты на проекты студентов: Надежды Дереча, Владимира Яковлева, Рудика Акопяна и других. На Школе научных компетенций 2.0 сплотили группу спикеров, которые умело работают над социальными проектами. Будет четыре тематических сессии. Первая стала школой проектного управления, рассчитанной на применение знаний в любой сфере. На генерации «От идеи к проекту» прошли защиту 13 проектов. Все в результате конкурсного отбора стали лауреатами. Главный приз – партнёрство с ИПИ им. П.П. Ершова.
Людмила Марикова.
Фото Василия Баранова.