На вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» каждый советский мальчишка без запинки мог ответить: космонавтом, капитаном дальнего плавания, геологом… и, конечно, милиционером. Неудивительно, ведь образ милиционера в то время был особенно почётным и романтичным…
Николай Ефимович Сотников отдал службе в милиции 23 года. Награждён нагрудным знаком «За отличную службу в МВД» и имеет высшую награду для сотрудников министерства – нагрудный знак «Заслуженный работник МВД».
Николай Сотников вырос в Евсино, там окончил среднюю школу. Стать милиционером помог случай: работать в Голышмановский районный отдел внутренних дел позвал армейский друг. На инспектора ОБХСС отправили учиться в Ригу. В семидесятые и восьмидесятые годы в отделе по борьбе с хищениями социалистической собственности было достаточно работы. Но с пистолетом за преступниками гоняться не приходилось. Хотя, был один случай.
– Однажды пришлось задерживать банду в Крупинина, – рассказывает Николай Ефимович. – Пацаны из Ростова «гастролировали» – обокрали у нас практически все магазины, в том числе и оружейный в Голышманово. С собой у них был чемодан патронов и пять ружей. При захвате группа отстреливалась. К счастью, сотрудники внутренних дел в этой операции не пострадали. А так вполне спокойная служба. Ходили в гражданской одежде, милицейскую форму надевал на дежурство и по праздникам. Расследовали обманы покупателей, случаи спекуляции. Были дела, которые помогали распутывать сами торговые работники. Как-то в галантерейном отделе «Универмага» по результатам ревизии выявили недостачу порядка трёх тысяч рублей. Довольно крупная сумма по тем временам. Продавцов уволили, им грозил тюремный срок. Расследовали полгода, выявить причины недостачи были заинтересованы торговые работники. Супруг одного из продавцов магазина работал ревизором, он взял документы, чтобы ещё раз всё проверить. И обнаружил, что бельевая резинка, на которой «погорели» продавцы, по накладным была записана в метрах, а посчитали её мотками. Продавцам вернули деньги, что взыскали за недостачу, и восстановили на работе.
Из магазинов в то время преступники воровали спиртное и продукты в продовольственных отделах, в промышленных – срезали натуральные меховые воротники с пальто, забирали часы. Инспекторы ОБХСС арестовывали нечистых на руку продавцов, присваивавших магазинную выручку. Однажды в продовольственный магазин посёлка завезли колбасу – по тем временам невиданный дефицит. Продавец не удержалась от соблазна и продала её не по 2 рубля 20 копеек, а на 60 копеек дороже. Разницу в цене положила в карман, за что была осуждена по закону.
Врезался в память Николая Ефимовича ещё один случай. На грунтовой дороге до села Ражево обнаружили труп мужчины, по всем признакам был совершён наезд автомобильным транспортом. Виновного искали долго, проверили все автомобили в нашем районе и соседнем, Бердюжском, что следовали этим маршрутом – легковых машин у частников в те времена практически не было. Дело осталось нераскрытым. Спустя двенадцать лет к прокурору с повинной пришёл человек и признался, что в 1973 году возле деревни Брованова сбил человека, когда перегонял зерноуборочный комбайн. Но уголовное дело за давностью преступления открыто не было.
Через девять лет службы в ОБХСС Николаю Ефимовичу предложили должность заместителя начальника по оперативной работе. Через два года он принял руководство Голышмановским отделом внутренних дел. В этой должности он проработал до 1991 года.
Николай Ефимович Сотников вспоминает, что коллектив Голышмановского отдела внутренних дел в семидесятые годы был небольшим – порядка 30 человек. Район не слыл криминальным – регистрировалось до 200 преступлений разного характера.
– Не делили обязанности, выручали друг друга. По субботам и по воскресеньям в смежном с дежурной частью помещении собирались сотрудники. Если в дежурную поступало сообщение о происшествии, все разом поднимались и выезжали на место. У нас, как в песне, была «служба дни и ночи». На столе всегда пачка заявлений, исполнить которые необходимо в десятидневный срок. Однажды были сомнения – продолжать служить или нет. Долго не давали квартиру, у нас с женой уже родился сын, а мы продолжали ютиться в съёмной комнатке.
Бытовые вопросы со временем уладились. С поста руководителя Николай Ефимович перешёл работать замполитом. Все годы службы надёжный тыл создавала для Николая Ефимовича его жена Анна Михайловна. Познакомились они в Евсино, куда Анна Михайловна приехала работать по распределению из Тобольского педагогического училища.
– Считаю, что дома глава семьи должен чувствовать себя спокойно и надёжно – уходить в хорошем настроении на работу, домой возвращаться с желанием, – говорит Анна Михайловна. – Семейная жизнь строится на любви, уважении и доверии. Из-за службы времени на семью и дома Николаю Ефимовичу не хватало. Но зато отпуск мы проводили все вместе, муж старался нас с сыном обязательно свозить в путешествие.
На заслуженный отдых из органов внутренних дел Николай Ефимович вышел в 1996 году. Продолжать служить в милиции не позволили проблемы со здоровьем. Немного отдохнув дома, он ещё несколько лет проработал в охране ЛУСЭГ и на Голышмановской нефтебазе. Со временем супруги Сотниковы перебрались из благоустроенной квартиры в частный дом – подальше от шума и суеты. Николай Ефимович увлекается разгадыванием кроссвордов, много читает, интересуется историей, составляет родословную и занимается садом. Анна Михайловна выращивает цветы, а вечерами вышивает. Их сыну не пришлось стать продолжателем дела отца, хотя желание служить в милиции у него было. Зато старшая внучка Николая Ефимовича сейчас получает образование юриста, проходила практику в Голышмановском следственном комитете и в суде.
Фото автора