В родном посёлке Голышманово Евгения Баженова вела небольшой бизнес, воспитывала двух сыновей. Судьба подарила ей встречу с голландцем Вольфом Калькховеном. Познакомились – и закружила любовь. Евгения и Вольф вместе уже девять лет.
– Менталитеты очень непохожие, но мне нравится, что мы совершенно разные, – рассказывает Евгения. – Столько времени знакомы, и всё равно есть ещё чем удивить друг друга. В начале отношений, когда возникала спорная ситуация, я обижалась и молчала, мол, догадайся сам: в чём дело и что мне не нравится. У Вольфа – миролюбивый характер. Однажды он сказал: «Женя, извини, но я не экстрасенс, надо разговаривать». Муж научил меня обсуждать проблемы, а не замалчивать. В нашей семье ссориться вообще запрещено. Если не совпадают наши точки зрения по какому-то вопросу, то садимся за стол и не встаём – пока не придём к компромиссу. Договорились не затрагивать в разговорах ни с ним, ни с его родными и друзьями две темы – Вторую мировую войну и современную политику. Иначе будет пыль до потолка. В других вопросах у нас нет разногласий.
Первый раз Евгения оказалась в Европе в 2010 году. В дальнее путешествие отправилась с мужем (на тот момент будущим), чтобы познакомиться с его родственниками, друзьями и коллегами. Всё для неё было необычным: за границей не бывала, на самолётах не летала.
– Пока ехали на поезде до сестры Вольфа, я смотрела в окно и любовалась прекрасными голландскими пейзажами, – вспоминает Евгения. – В голове крутились слова из песни Наташи Королёвой «Маленькая страна». Действительно, как в сказку попала – такая красота кругом! Больше всего я боялась знакомиться со своей будущей иностранной свекровью. Поначалу мы обе настороженно относились друг к другу, а сейчас очень дружны. Конечно, мешал и языковой барьер. Они владеют голландским, немецким, английским языками. Вольф вполне сносно знает русский. Для меня голландский – очень сложный язык, освоила только вежливые слова. Общаюсь с мужем и его роднёй на немецком, который изучала в школе. У меня была строгая и требовательная учительница – Валентина Георгиевна Попова. К сожалению, сейчас её уже нет в живых, но однажды она спрашивала: «Ну как, Женя, говоришь на немецком за границей?» Словарный запас у меня неплохой, но жаль, что в наше время в школе мы не изучали разговорные фразы. Например, где находится ближайшее кафе или как пройти на вокзал. Сначала я растерялась, со временем подтянула свой немецкий. В Европе все говорят на международном английском языке. Русские люди моего поколения – сорокалетние – сразу отличаются плохим знанием английского. Стыдно! Я сейчас сильно завидую современным детям: у них есть возможность изучать в школе сразу два иностранных языка. Молодёжь вообще более образованна. Моему сыну 20 лет, и он свободно говорит на английском. В Европе так принято: когда люди хотят пообщаться, они спрашивают: «Вы говорите по-английски?» Если нет, то интересуются, каким языком владеете. Когда говоришь, что только на русском, всё – интерес сразу теряется.
Каждый день Евгения открывала для себя что-то новое в Голландии. Пока Вольф был на работе, она наслаждалась прогулками и часами любовалась садовыми скульптурами, мини-фонтанчиками и необычными клумбами в палисадниках. Как-то раз Вольф взял длинные выходные и предложил съездить в Париж.
– У меня дух перехватило от счастья, я воскликнула: «Ничего себе, неужели я сейчас окажусь во Франции!», – делится Евгения Калькховен. – Вольф ответил: «Конечно, тут всего три часа езды». Первое, что бросилось в глаза в центре города: там гуляли арабы, турки, марокканцы. А где французы-то? Достопримечательности произвели на меня неизгладимое впечатление: собор Парижской Богоматери, Триумфальная арка, Лувр. Подолгу разглядывала их, стараясь запомнить каждую детальку великолепной архитектуры. Успели съездить ещё и в Венецию. Это волшебное место, как будто на машине времени переместились в древние времена. Там самые современные дома пятисотлетней давности. Нет машин, собак и кошек, все звуки такие же, как несколько веков назад. Несколько часов погуляли и поехали домой. Я мечтала вернуться туда хотя бы на неделю, чтобы всё рассмотреть внимательно. И моя мечта сбылась – свадебное путешествие мы провели в Венеции.
Евгения уже побывала в Италии, Бельгии, Швеции, Швейцарии. По её словам, в каждой стране чувствовала себя комфортно. Сейчас у них с мужем дом в Германии, в двух километрах от Голландии. Туда она выезжает несколько раз в год и с интересом изучает местные традиции и обычаи.
– Европейцы усиленно работают в будни, в выходные только отдыхают, – рассказывает Евгения Калькховен. – Путешествуют, посещают церковь, обязательно семьями выходят на завтрак в кафе, рестораны или покупают булочки в «Макдональдсе». Часто заказывают еду на дом. Популярна китайская и итальянская кухня. Много едят брокколи, спаржи, зелёного горошка в стручках, что для нас непривычно. Очень вкусно готовят стейки и отбивные из свинины. Европейцы строго рассчитывают семейный бюджет и ведут бухгалтерию с помощью специальной компьютерной программы. Раз в неделю или в месяц анализируют, сколько потратили на еду, сколько ушло на коммунальные услуги, причём на каждую в отдельности, сколько на развлечения. Смотрят, какую статью расходов можно сократить. Так они копят на отпуск, чтобы съездить куда-нибудь всей семьёй. Экономят на всём. Например, уходя из дома и ночью, отключают отопление. Говорят, зачем отапливать пустой дом и платить за газ, а ночью можно надеть тёплую пижаму и укрыться тёплым одеялом – не замёрзнешь! Помню, Вольф звонит мне зимой в Сибирь и говорит: «Женя, ты не забыла отключить отопление, когда пошла на работу?» А как же, самое оно в тридцатиградусный мороз! Поначалу я многое воспринимала с возмущением. Допустим, там принято пожилых родственников селить в дом престарелых, а у нас это считается зазорным. Дети с 18 лет живут от родителей отдельно, обеспечивают себя самостоятельно. Если деньги закончились у сына или дочери, папа и мама помогать не будут – значит, надо точнее рассчитывать свой бюджет. У детей даже мысли нет просить у родителей денег в долг – всё равно не дадут. Пришли в гости без предупреждения – даже за стол не посадят и не угостят. С друзьями тоже обязательно нужно созваниваться и договариваться о визите, нельзя нарушать чужое пространство. В гости домой приглашают крайне редко. Там никто сильно дружить не будет, беседуют только на нейтральные темы, в личные дела не лезут. Со многими европейскими привычками я уже свыклась, некоторые мне даже нравятся, и я перенесла их в свою жизнь. Например, во взаимоотношениях с друзьями. И всё же русские люди намного душевнее и добрее, помогают родственникам. Для меня это привычнее.
В будущем супруги Калькховен собираются приобрести дом на колёсах и пуститься в кругосветное путешествие. А пока вместе отметили рождественские и новогодние праздники.
Фото из личного архива