Медиакарта
17:23 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Совет по противодействию коррупции: цифры и конкретика

09:00 | 12 января 2018
Источник: Призыв

Подведение итогов работы в конце прошедшего года или в начале года нового – обычная практика для каждого предприятия, организации, учреждения, ведомства. Совет по противодействию коррупции, заседание которого состоялось в декабре, не стал исключением.
В рамках заседания рассматривались вопросы организации работы в сфере земельных отношений, эффективности бюджетных расходов, приводились примеры правоприменительной практики по результатам вступивших в силу решений суда. О результатах надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2017 году рассказал прокурор Юргинского района младший советник юстиции И.А. ОВСЯННИКОВ.
Илья Андреевич начал выступление со статистики:
– Количество нарушений в указанной сфере за одиннадцать месяцев 2017 года составляет 119, для сравнения, в прошлом году – 120. Прокуратурой района принесено 5 протестов (за аналогичный период 2016 года – 55), внесено 23 представления (АППГ – 28), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 13 лиц (АППГ – 12), к административной – 0 (АППГ – 5), направлено исков в суд – 0 (АППГ – 3), объявлено предостережений – 0 (АППГ – 1). Снижение обусловлено изменившимся подходом Генеральной прокуратуры Российской Федерации к учёту нарушений в качестве коррупционных. Так, в настоящее время учитываются только нарушения, которые непосредственно касаются несоблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной (муниципальной) службой, либо могут способствовать незаконному обогащению.
К числу наиболее значимых результатов прокурорского вмешательства можно отнести такие нарушения, как отсутствие контроля за распоряжением, муниципальным имуществом, закреплённым в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий. Например, установлено, что в ряде помещений здания, расположенного по ул. Восточная, 38, с. Юргинское, на которое зарегистрировано право хозяйственного ведения Юргинского муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет свою деятельность МУП «Юргинское ЖКХ». Документов, подтверждающих законность занятия предприятием указанного помещения, не представлено, в орган управления муниципальным имуществом документов на согласование заключения договора не поступало.
Кроме того, опротестованы положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утверждённые решениями дум Агаракского, Зоновского, Лабинского, Северо-Плетнёвского и Новотаповского сельских поселений. Названные положения содержат пункты о том, что в муниципальной собственности могут находиться любые объекты, не изъятые из оборота, что не соответствует статье 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Между тем в собственности муниципальных образований, согласно части 1 данной статьи, может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 статьи 50 вышеназванного Закона, указанное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению. Таким образом, положение устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что является коррупциогенным фактором и нарушает основной принцип противодействия коррупции – принцип законности (пункт 2 статьи 3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции»). Все пять протестов рассмотрены, удовлетворены, в положения внесены изменения.
В автономном учреждении «Централизованная библиотечная система» в 2015–2017 годах применялись неутверждённые Минфином РФ формы первичных учётных документов, не составлялись акты по поступлению и списанию нефинансовых активов, не формировался журнал операций «По выбытию и перемещению нефинансовых активов», отсутствуют первичные учётные документы, в связи с чем казначейской службе не представилось возможным проверить поступление и списание основных средств и товарно-материальных ценностей. Представление рассмотрено, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
По результатам проверки достоверности представленных сведений о доходах и расходах установлено: нарушения были допущены муниципальными служащими и администрации района, и администраций сельских поселений. В связи с этим внесены три представления об устранении нарушений. Нарушения закона при представлении аналогичных сведений были допущены и депутатами представительных органов, выявлено 126 нарушений, в адрес председателей сельских дум направлено девять представлений.
В течение года изучено более 90 муниципальных нормативных правовых актов и более 100 проектов нормативных правовых актов на наличие коррупциогенных факторов. Прокуратурой района инициировалось принятие десяти муниципальных нормативных актов в сфере противодействия коррупции. Во исполнение требований закона приняты решения об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, на официальных сайтах органов местного самоуправления Юргинского муниципального района в сети интернет и в средствах массовой информации.
Что касается коррупционных преступлений. Поднадзорными правоохранительными органами возбуждено два уголовных дела коррупционной направленности. Оба – в отношении работников почтовой связи по факту преступления, предусмотренного частью 3 статьи 160 УК РФ: присвоение или растрата, совершённые с использованием служебного положения. Наказание – лишение свободы условно. Напомню, в 2016 году возбуждалось уголовное дело по факту дачи взятки в размере 200 рублей старшему участковому уполномоченному полиции за прекращение производства по делу об административном правонарушении. Приговором Омутинского районного суда взяткодатель признан виновным в совершении указанного преступления. Уголовные дела в отношении иной категории лиц, в том числе должностных, за последние два года не возбуждались и не расследовались.
Профилактика преступлений – важная часть нашей работы. Прокуратура принимает определённые меры по организации и проведению антикоррупционной пропаганды. В течение 2017 года сотрудниками прокуратуры района осуществлено семь просветительских мероприятий, прошло двадцать выступлений в районных СМИ на тему противодействия коррупции. На особом контроле – размещение информации по разъяснению требований антикоррупционного законодательства на интернет-сайтах органов государственной власти и местного самоуправления. Опубликованы памятки о противодействии коррупции на интернет-сайтах органов местного самоуправления, муниципальных организаций и учреждений района.

Автор: Ольга Коновалова