Последние годы по всему миру очень много говорят о волонтёрах. Но если в крупных российских городах неуклонно растёт их количество, растёт число различных волонтёрских движений и проектов, то у нас набралось с десяток конкретных примеров добровольческого подхода, а сам термин для большинства остаётся чем-то абстрактным и теоретическим.
Когда я слышу: «Меня заставляют быть волонтёром», – прихожу в некое недоумение. Это заблуждение по определению. Волонтёр – лицо, добровольно участвующее в каком-то деле. Изначально, если обратиться к этимологии, в некоторых странах Великобритании, Франции и Италии так называли добровольцев, поступивших на военную службу. Потом слово ушло в гражданский обиход, мирные занятия, оставив главным в толковании термина слово «доброволец».
Причина такого заблуждения – недостаток знаний. При желании их можно получить и у нас в районе из семинаров, курсов, мастер-классов, которых проводится в последние годы достаточно много. Даже помочь приобрести необходимые волонтёрские навыки помогут у нас в районе. Тем большую ценность приобретает созданная при Комплексном центре социального обслуживания населения «Школа волонтёра».
К сожалению, подобные заблуждения часто убивают простую идею делать добрые дела. Считают: это сложно, это дорого, мы сами нуждаемся в волонтёрской заботе. Так в чём же особенности волонтёрского движения?
Мы обсуждаем цели и перспективы волонтёрской деятельности в Володинском сельском поселении. Глава администрации сельского поселения Владимир Владимирович Пинигин, активисты ветеранской первички Людмила Алексеевна Крестьянникова, Галина Савватеевна Большакова, сельская подвижница Мария Робертовна Андриянова. Они волонтёры по духу: таковыми себя не считают, но всегда готовы добровольно делать общественно полезные дела, помогать больным и одиноким. Никто из них не слушал специальных лекций, за исключением, может быть, социального работника. Но территория – одна из самых активных по участию в благотворительных акциях, сбору средств для социальной поддержки нуждающихся. Без всяких призывов и организационных мероприятий, в частном порядке, володинцы делают много добрых и полезных дел.
Сама работа в волонтёрском формате вызвала разные суждения за круглым столом и чашкой вкуснейшего чая – тоже, кстати говоря, характеристика здешних гостеприимных людей, их культуры общения. Приехал корреспондент – милости просим за стол: чай, кофе?
Суждения разные, подчас категоричные. Кого-то не устраивает само слово «волонтёр», иноязычное, чужеродное, далёкое от простой и главной христианской заповеди – относись к ближнему, как к самому себе. Кто-то считает, что волонтёрству невозможно научить. Посыл души на добрые созидательные дела либо есть, любо его нет – третьего не дано. От слушания лекций не станешь милосердным. В традиционной модели у володинцев практика личного опыта: увезли соседку на операцию – ходить ежедневно на её подворье за скотом, доить коров, кормить овец, чистить в стаях, убирать снег. За спасибо. По-добрососедски. Помогать старикам, сажать аллеи, делиться рассадой со всеми, кому она нужна. Безвозмездно, то есть даром. Но это не про всех. Далеко не про всех. Пассивное население было и есть. Есть иждивенческие настроения – до жалоб вплоть до президента: дайте, предоставьте, приберите, выкосите.
Обсуждение за круглым столом бурное. Разные подходы. Разные углы подачи. К примеру, семья Андрияновых – волонтёры по определению. Мария Робертовна, работник Дома культуры, доброволец по сути. Смотрит, что возле здания ДК или общественного колодца сорняки, вид неухоженный, неприглядный, берётся и наводит порядок. Избавляется от зарослей бурьяна, разбивает клумбы, идёт к цветоводам, чтобы поделились рассадой, сажает цветы и ухаживает за ними. Благожелательная и трудолюбивая, активная и неравнодушная. Сама атмосфера семьи Андрияновых располагала к тому, что дочки выросли добрыми и отзывчивыми. Катя ещё старшеклассницей участвовала в региональном волонтёрском движении. Была в числе помощников-добровольцев, организующих соревнования и молодёжные форумы регионального, всероссийского и международного уровня. В голову не приходило ни маме, ни дочери усомниться в терминологии. В семье Андрияновых адекватное отношение к слову «волонтёр». Здесь понимают важность этого дела. И без всякого пафоса говорят о своей жизненной цели – созидать для общества и во благо страны.
«Очень интересно работать в команде волонтёров из разных городов, ВУЗов, каждый делится своим опытом, в итоге получаем полноценный общественный продукт», – говорила мне Катя Андриянова. А Мария Робертовна признаётся, что общение с дочерью даже где-то изменило её сознание, заставило по-другому взглянуть на сельскую жизнь.
Полезное, хорошее дело, соглашаются другие участники встречи. Но как общественное доброе начало пробьётся в государстве, где нередко нормой становится правило: где нельзя обмануть, там можно купить? Такое опасение выразил глава администрации сельского поселения Владимир Владимирович Пинигин. Хотя он землякам благодарен и в целом ими доволен: володинцы – народ отзывчивый, сочувствуют, помогают друг другу. В них крепки и незыблемы традиции жить интересами села. Хотите такие сады, как на Кубани? Собрались и съездили коллективно в вагайский плодопитомник. Дружно, организованно. Было это лет пятнадцать-двадцать назад. А теперь у них в Володино весной всё в цвету, а осенью сады полыхают яркими плодами деревьев. Хотите хвойные аллеи в наших берёзовых краях? Давайте посадим сосны и ели во всей округе. Посадили. Уже маслята берут в своих хвойных насаждениях в грибную пору. Хотите содержательный и интересный для всех отдых? Всем селом – от мала до велика – готовят сельские праздники и веселятся от души. В этом смысле идея добровольничества не столь абстрактна. Посещение одиноких и престарелых, поздравление их с праздниками – это тоже традиция. Одежду приносят для социальной лавки отзывчивые володинцы: Инна Степановна Иванова, Нина Давыдовна Григорьева, Надежда Михайловна Скипина, Марина Викторовна Андриянова. Нина Фёдоровна Платонова и Галина Савватеевна Большакова делятся с односельчанами рассадой. Нина Фёдоровна на девятом десятке лет сама съездила в Тюмень за семенами, привезла множество – овощных культур, цветов. По её словам, самое главное – создавать радость для людей, делиться ею с односельчанами. Открывать что-то новое в любимых занятиях.
Была достаточно распространённая точка зрения о работе юношеских волонтёрских отрядов. Как тимуровское движение когда-то, в недалёком советском прошлом. Чтобы с детских лет взаимопомощь, забота о людях, уважение к чужому труду стали нормой, стилем жизни, частью мировоззрения.
Кто-то выразил опасение, что добрая идея поглотится отчётами и бумаготворчеством. Но в итоге сошлись на том, что волонтёрская деятельность в системе – это важно. Это главное направление года. Она поможет объективно определить плюсы и минусы, эффективные и неэффективные подходы. Потому что будет опыт. Позволит задействовать креативные идеи, найти в ежедневной рутинной повседневности новые направления и формы работы. Систему мотивации. Всё это формируется не на пустом месте – только вокруг совместного волонтёрского опыта.
Словом, на общем фоне благотворительная и общественно полезная деятельность володинцев неплохо смотрится. Очень хочется, чтобы удивительное благотворительное ремесло обретало поддержку, наполнился новыми делами этот исключительно важный год.