Медиакарта
11:19 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Интервью с П.Э Гловиным, директором ГАУК ТО "Музейный комплекс имени И.Я. Словцова" , депутатом городской думы

Интервью с П.Э Гловиным, директором ГАУК ТО "Музейный комплекс имени И.Я. Словцова" , депутатом городской думы
11:24 | 16 ноября 2010
Источник:

Музей идет к своему зрителю__

Новость о том, что «ГУК ТО «Музейный комплекс имени И. Я. Словцова изменил тип на ГАУК ТО», не так давно облетела различные тюменские СМИ. Какая информация зашифрована в аббревиатурах и что сулят такие перемены музейному комплексу, мы поинтересовались у директора Павла Головина.

Рубрика – Знакомое имя

Любовь Киселева, Тюмень

«Это значит, что музейный комплекс теперь – государственное автономное учреждение культуры, – пояснил Павел Эдуардович. – Дворцы культуры, библиотеки уже пустились в автономное «плавание».

С музеями, хранителями исторических ценностей, – сложнее. Основной фонд – государственная собственность. Управление ею осуществляется согласно «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР». Законотворцы пытались внести какие-то изменения в документ 1984 (!) года, но на данный момент безрезультатно. Сложно совместить годами сложившиеся традиции и новые веяния…

– Что от перехода в ГАУК выигрывает музейный комплекс?

– Эти преобразования во многом облегчают работу. Само слово «автономное» говорит о том, что у нашего учреждения появилось больше самостоятельности в планировании своей деятельности. Мы, конечно, по-прежнему находимся под пристальным оком нашего учредителя, комитета по культуре Тюменской области. Он контролирует деятельность комплекса через Наблюдательный совет.

Музею, в отличие от театров, Дворцов культуры, сложнее зарабатывать средства. В прошлом году мы сделали неплохие сборы по «внебюджетке». Благодаря тому, что привозили в Тюмень различные аттракционы, так называемые «балаганы» – выставки мумий, восковых фигур и другие. Это способ выжить. Сегодня такими «балаганами» посетителей в музей не завлечешь. Поднадоели…

– Какие выставки сейчас привлекают тюменцев?

– Стали пользоваться популярностью интеллектуальные выставки, а также экспозиции, знакомящие с историей края. И это радует. Люди охотно идут на «Классиков и современников» (музей изобразительных искусств), «Бой курантов» («Городская Дума»). В музейном комплексе появилась креативная группа, которая разрабатывает идеи выставок. У нас в задумках – много интересных проектов.

– Чем порадует музейный комплекс ценителей искусства?

– В ближайшее время откроется выставка икон. Когда был в Омске, мне посчастливилось познакомиться с двумя работами XVIII века – легендарными иконами – «Христос Вседержитель», «Успение святой Богородицы». Написаны они в Тобольске в 1800 году, найдены были омским краеведом в Березовском Воскресенском храме. Долгое время эти шедевры валялись в углу, как ветошь… Бесценные находки вернули к жизни в реставрационном центре Омского исторического музея. Они представлены на выставке. Кроме того, покажем и нашу коллекцию икон. Есть на что посмотреть и чему удивиться. Открытие выставки состоялось 3 ноября. Впервые и только в «Музейном комплексе им. И.Я. Словцова» с октября 2010 по март 2011 года проходит уникальный масштабный выставочный проект, который имеет значение в культурной жизни не только нашего региона, но и Сибири. Впервые Музей изобразительных искусств представил в полном масштабе нашу уникальную коллекцию Сибирской иконы, часть наиболее редких экспонатов, из которой ранее демонстрировалось на выставке в Московском Кремле.

Грандиозность этого проекта можно сравнить только с лучшими выставками русского искусства "Saint Russie" ("Святая Русь") в парижском Лувре. Изюминкой экспозиции станут два необычайно масштабных полотна XVIII века, которые демонстрируются впервые: «Спас Вседержитель – Пантократор» и «Успение Богородицы», написанные под вилянием пышного стиля барокко. В советские времена их удалось спасти из разрушенного Воскресенского собора города Берёзова. Эти великолепные произведения искусства сибирских мастеров пролежали в рваной ветоши не один десяток лет в полном забвении. Гибнущие полотна были возрождены одними из лучших реставраторов и предстали на выставке во всем своем величии перед глазами посетителей.

Проект выставки «Иконы. Сотни лет те же лики славятся» имеет весьма необычное дизайнерское решение, которое по-новому раскроет напряжённость, динамичность образов, пышность форм, совместит реальность и иллюзии в лучшем стиле Рубенса и Караваджо. Сметная стоимость проекта зашкаливает за 1 миллион рублей, и без помощи членов клуба «Сибирский меценат» нам не обойтись.

В планах – выставка «Лаборатория старого профессора», рассчитанная в основном на школьников. Они смогут познакомиться с различными средствами связи – от узелкового письма до современных, спутниковых, систем… Удивим юных тюменцев забытыми физическими фокусами. Напомним, к примеру, что смычком можно играть не только на скрипке, но и обычном листе бумаги или картоне. А если на тонком листе жести насыпать песок, смычком можно и рисовать. Изображение появляется за счет вибрации. «Лаборатория старого профессора» будет интерактивной выставкой. Начнет работу до Нового года, чтобы во время зимних каникул ее смогли посмотреть как можно больше школьников.

Заместитель губернатора Тюменской области Наталья Александровна Шевчик предложила организовать выездные ознакомительные экспозиции. Почти в каждой школе есть комнаты по внеклассному обучению. Почему бы там не показать небольшие выставки?

– Идея – замечательная. Когда начнете ее воплощать в жизнь?

– Уже разработаны два проекта выставок. Одна посвящена природе нашего края, другая – историческим вехам. Прокат этих экспозиций по школам планируем начать в нынешнем году. Цена билета для посещения будет минимальной.

Данные экспозиции анонсируют большие выставки музейного комплекса. Таким образом мы пытаемся привлечь посетителей. Перефразируя известное изречение: если зритель не идет в музей, музей идет к своему зрителю…

–_ Есть в планах межмузейные проекты?_

– Да. Завершается работа по составлению выставочно-экспозиционного плана на 2011 год. Один из масштабных проектов – «Айвазовский» (рабочее название). Мы хотим объединить работы великого художника-мариниста, имеющиеся в коллекциях музеев Тюмени, Омска, Красноярска, Перми, Челябинска. В течение двух лет провезем выставку по этим городам. В планах также – художественный проект «Великие реалисты», в котором примут участие музеи Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Челябинска. Объединяя фонды, имеющиеся за Уралом, мы можем соперничать даже с центральными музеями!

– Подобные задумки требуют серьезных затрат. Кто помогает их осуществлять?

– У нас – полное взаимопонимание с учредителем, комитетом по культуре Тюменской области. Серьезную поддержку оказывает также созданный при музейном комплексе клуб «Сибирский меценат». Идея его создания принадлежит главе администрации Тюмени Евгению Куйвашеву. Председатели «Сибирского мецената» – Олег Чемезов, Игорь Самкаев. Из 22 членов клуба – 14 депутаты городской Думы, в числе меценатов – и депутаты областной Думы. Я очень благодарен этим людям за поддержку проектов «101 русский портрет», «Лаборатория старого профессора», «Иконы»… Бюджет выставки «Иконы» – более миллиона рублей. Музейному комплексу не потянуть его без помощи меценатов…

– Когда же новое здание комплекса (на улице Советской) распахнет свои двери для посетителей?

– После того,как будут сделаны все необходимые доработки… На сегодняшний день заключен договор с известным австрийским музееведом Дитером Богнером. Завершен первый этап – разработка концепции основных конструктивных изменений здания. В концепции указаны технологические недочеты, даны рекомендации по их устранению, для чего и привлечен специалист с мировым именем. А проблем в долгострое немало: непродуман доступ в музей людей с ограниченными возможностями. В зале площадью тысяча квадратных метров и высотой потолков 12 м дверь – 2 на 2… По первоначальному проекту планировались эскалаторы для посетителей. Однако по техническим причинам они не могут быть установлены. Одна из пожарных лестниц становилась центральной. Для такого огромного здания это непозволительно. Богнер порекомендовал сконструировать два лифта – грузовой и центральный, для посетителей… На сегодняшний день данная концепция бурно обсуждается.

– Как обстоят дела с переездом фондов?

– Переезд из Спасской церкви уже частично начался. Коллекции проходят инвентаризацию. Это необходимо. Одни экспонаты требуют перевода в основной фонд, другие – в научно-вспомогательный. Сейчас проводится реставрационная оценка коллекции дерева и мебели. Создается независимая комиссия, которая определит, насколько ценна коллекция, в каком состоянии находится. Мы хотим ее «осметить», подсчитать, сколько средств необходимо для реставрации. Сейчас большинство деревянных предметов показывать невозможно: не имеют презентабельного вида. Это серьезная проблема для нас. Пока коллекцию перевозим на промежуточные площади, в актовый зал музея изобразительных искусств…

Вы – директор музейного комплекса, депутат городской Думы. Как удается совмещать столь разные должности?

– Есть хорошая русская пословица: взялся за гуж, не говори, что не дюж… Раз взял на себя такую ответственность, нужно оправдывать доверие. Любым делом должны заниматься профессионалы. Пафосно звучит? Но это так. Когда освоишь профессию, уже не работаешь – живешь ею.

А кроме того, что директор и депутат, я еще и музыкант (улыбается). Сейчас создаем в Тюмени Сибирское музыкальное агентство под предводительством таких музыкантов, как Сергей Бобунец, Олег Гененфельд, Юлия Чичерина … _ – Музыка – увлечение, сохранившееся с юности?_

– Сцена – наркотик. Затягивает. Когда видишь, что написанные тобой песни находят отклик, это подстегивает к дальнейшему творчеству. Сейчас работаем в студии, занимаемся производством собственного альбома. Будем готовы – выплеснем свои песни на суд слушателей. Группа «Южный крест» участвовала в фестивале «Катись, квадрат». Фестиваль в очередной раз показал, что Тюмень – город со своими музыкальными традициями. Это стоит показывать, об этом нужно говорить, если даже не кричать…

– Поклонники узнают на улице?

– Время программы «Город» прошло, и слава Богу. Если мы появлялись втроем в каком-нибудь магазине, люди начинали тыкать пальцем… Троица-то знатная была, колоритная! До сих пор у многих на слуху название программы «Город», группы «Южный крест». Но для меня это не показатель успешности.

– Что же показатель?

– У меня растет сын. Сейчас он считает, что его папа – самый лучший. Когда вырастет и не изменит своего мнения – это и будет для меня показателем успешности…

Спичка: В 2003 году телефильм «Шальная тишина в Чечне» (автор – Павел Головин) стал победителем Московского международного кинофестиваля «Закон и общество».

Фото Сергея Киселева.

Исполнитель: Бушин Артем, 89044990801