Медиакарта
19:09 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Самое главное – сказку не спугнуть...»

У отличника народного образования, ветерана педагогического труда Галины Васильевны Чеглаковой – единственная запись в трудовой книжке: «Принята учителем биологии в Голышмановскую среднюю школу № 1». Трудовой стаж – около сорока лет, огромный опыт в преподавании науки. Неоднократно награждалась почётными грамотами, в своё время была признана одной из лучших среди учителей-предметников России, за отличную подготовку учащихся к экзаменационным испытаниям в период введения в образовательный процесс ЕГЭ отмечена губернатором Тюменской области. Имеет почётное звание «Учитель-методист».

… И сейчас, спустя годы после окончания школы, вспоминаю мягкую, добрую улыбку нашей «биологини». Галина Васильевна вела свой предмет степенно, основательно, вдумчиво и дотошно. На её уроки мы шли без какой бы то ни было боязни – знали, что, даже не выучив урока, положенной «головомойки» избежим. Получив «неуд», были уверены: Галина Васильевна непременно посвятит нам часть своего свободного времени после уроков, чтобы исправить отрицательную отметку. Преподаватель всегда всё «раскладывала по полочкам», что облегчало и процесс запоминания темы урока, и домашнюю подготовку к нему.

С чего начался её профессиональный путь, по сути – взлёт в педагогической деятельности? С любви! Впрочем, обо всём по порядку. Родилась Галина Мошкина в небольшом городке Туринске Свердловской области. Родители, спустя годы, перебрались на Брянщину. Поступила в пединститут на биофак и, закончив его, приехала по распределению в посёлок Голышманово на постоянное место жительства. Здесь вышла замуж, здесь родилась дочь Лариса, ставшая впоследствии врачом, здесь же, в сибирской глубинке, Галина Чеглакова посвятила себя учительству. Почему из всех школьных дисциплин выбрала именно биологию? Потому что ещё в детские годы, живя на Брянщине, до глубины души полюбила густые брянские леса – с их могучими, разлапистыми дубами, соснами, липами, сон-травою, что в простонародье подснежником зовут, с земляничными, брусничными, ежевичными полянами… Нравилось Гале бродить в одиночестве по знакомым лесным тропинкам и полянам. С замиранием сердца наблюдала за фейерверком – полётом бабочек и стрекоз, внимательно рассматривая каждый встретившийся на пути цветок, следила за поведением насекомых. Всюду, даже в колючих сосновых иголках, чудилась ей сказка… Вместе с подружкой, бывало, фантазировала, выдумывая всевозможные сказочные истории. Героями становились лесные существа – растения и насекомые. Уже тогда юная натуралистка поняла, что вдохновение – это нечто особенное, то, что помогает на время воспарить душой над землёй, оторваться от скучной, серой повседневности, обыденности и суеты… Кто бы мог подумать, что пройдут годы, и литературный дар снова проявится – более ярко и самобытно! Однажды, после подготовки к очередному уроку, учитель биологии испытала подзабытое чувство душевного подъёма. Свои мысли ей захотелось зафиксировать на бумаге…

В сказках Г.В. Чеглаковой, как это и должно быть, неизменно побеждают добро, любовь, справедливость. В них простые, на первый взгляд, истины, однако эти истины актуальны и востребованы в любые времена. Как жить, например, без веры в то, что добро сильнее зла? Или убеждённости в том, что хороших людей гораздо больше, чем плохих? Как познать цену настоящего счастья?… Есть среди них истории со счастливым концом, другие побуждают поразмышлять на какую-либо важную тему. Что служило толчком к их появлению? Жизненные ситуации, с которыми биолог сталкивалась в жизни. Иногда сюжет рождался после разговора с друзьями, учениками, знакомыми. Персонажи – всё те же представители флоры и фауны, явления природы, за действиями которых нетрудно угадать чьи-то людские судьбы и поступки.

– Продолжаете ли сейчас, после выхода на пенсию, интересоваться биологией? Делаете для себя какие-то открытия в этой области? – спросила учительницу в момент нашей недавней встречи.

– Биология – такая наука, которая всё время находится в состоянии открытия, – ответила она. – Я сторонница эволюционного развития человека, придерживаюсь общепринятой теории Дарвина. К тому, что сейчас говорят и пишут на эту тему, отношусь критически… Принято считать, что каждый человек несёт свой крест. Оказывается, то, как он его несёт, зависит от его ДНК, от происходящих в нём химических реакций. От его умения жить среди людей в окружающем мире…

– Значит ли это, – задаю следующий вопрос, – что человек – существо запрограммированное, что он не может нести ответственность за себя и свою жизнь, и всё в его судьбе предопределено высшими силами?

– Молекулы ДНК предопределяют наши действия и поступки, но человек всё же сам вершит свою судьбу, делая осознанный выбор. Природа нас воспитывает, пробуждает интерес ко всему живому, учит видеть прекрасное… В каждом цветке, даже малоприметном на первый взгляд, можно обнаружить свою, неповторимую красоту… Так и каждый человек по-своему прекрасен! В каждом есть что-то доброе, светлое, тёплое…

Девиз Г.В. Чеглаковой по жизни: «Живи – и радуйся, что живёшь!» В её квартире, на лоджии, круглый год цветут фиалки, цикламены, рядом с домом разбит небольшой земельный участок, где высаживает георгины, флоксы, анютины глазки…

Учитель – большая любительница юмористических программ, особенно близко творчество М. Задорнова, старых добрых советских фильмов. До сих пор не утратила интереса к чтению. Любимые писатели – А. Чехов, М. Булгаков. Произведения Экзюпери – настольная книга. А любимый сказочник – конечно же, Г.-Х. Андерсен. Потому что учит добру и всепрощению.

Фото Романа БОДРИКОВА

Автор: Наталия ЕРМАКОВА