На вечерней крещенской службе, как всегда, многолюдно. Храм покидаем с умиротворённым благодатным чувством. Морозец бодрит. Воздух расцвечен сиянием пушистого инея на деревьях. В церковном дворе – рождественский вертеп и заскучавшие после шумного Рождества снежные скульптуры огнегривого льва, вола, исполненного очей, и золотого небесного орла. Выразительные эпитеты придумал автор популярной песни, которую исполнял Борис Гребенщиков. Всем известный тетраморф. Всем известная очень древняя история этих символов.
Рассказывая в наших репортажах о православных праздниках, мы неоправданно редко упоминаем о такой важной составляющей церковного прихода, как его деятельность. Между тем это огромный и кропотливый труд, порой уникальный, подвижнический, являющийся примером для потомков. Эти объёмные фигуры из снега создала друг Свято-Троицкого прихода Екатерина Дмитриевна Выдрина. Совершенные, прочные, к ветрам и вьюгам устойчивые. Вырезанные из снежных глыб. Лёгонький платок на голове у скульптора, куртка, юбка в пол. Прохожие только поёживались, кутаясь в пуховики и шубы. Удивительный человек, сумевший воплотить в снеге христианскую легенду, Екатерина Дмитриевна.
Примечательна сама история и судьба символов, «чей так светел взор незабываемый». Мы-то с вами помним их по картине Рафаэля «Видение пророка Иезекииля» с его ветхозаветной историей. А ведь существует и общепринятое отождествление символов с евангелистами: святой Матвей – символ человека-ангела, святой Марк – льва, святой Лука – тельца, святой Иоанн – орла. Первое время евангелистов разрешалось изображать в символическом виде. А в Новом завете упоминается четыре животных: «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему». С древности, словом, у снежных символов глубокий смысл: четыре стороны света, четыре временные категории – прошлое, настоящее, будущее, вечность. Вот такой симбиоз православной истории, музыки, поэзии и снежных композиций!
А сколько кропотливой физической работы разного рода в храме. Перед Крещением прихожане всё помыли в верхнем и нижнем приделе, почистили до блеска всю церковную утварь, оформили букеты и гирлянды из живых цветов, чтобы в храме поселился добрый благотворный дух православного праздника. Число прихожан растёт. Отказа в помощи храму ни от кого не бывает. Юргинцы полны готовности к любому послушанию.
В конце декабря в храме Святой Троицы произошли кадровые изменения. Старостой избрана Тамара Николаевна Семёнова, работающая прежде в церковной лавке. Человек знающий, беспокойный, ответственный, щедрой души и как бы сказали светским языком – демократичный. Всех прихожан знает, всем рада, со всеми ровна и тактична. Рождественский и Крещенский праздники – это её боевое крещение, прошу прощения за тавтологию. И, во славу Божию, всё удалось.
Морозец наутро ничуть не отпустил. Направляемся к храму. Сегодня литургия. Многолюдно: прихожане из Володино, Лабино, Северо-Плетнёво, Лесного, из Зоново. Много новых незнакомых лиц. Много юргинцев и жителей юргинской территории. Часам к одиннадцати у храма выстраивается крестный ход. Юные воспитанники воскресной школы с благодарностью приняли поручение отца Артемия нести хоругви с иконами Спасителя, Пресвятой Богородицы. Ещё во время службы мы обменялись приветствиями и поздравлениями. Воспитанники воскресной школы мне понравились в этот раз особенно: улыбчивые, даже лучезарные. С прилежанием укутывались потеплее. Очевидно, по настоянию старосты Тамары Николаевны Семёновой и учителя воскресной школы Оксаны Анатольевны Дерябиной.
– А вы будете купаться?
– Будем, хоть и трусим чуть-чуть.
Макар, Настя, Максим. Улыбки. Улыбки. Улыбки.
– Что ж, и я, пожалуй, – поддерживает разговор кто-то из взрослых.
– Ну, смотрите. Дело добровольное.
Оглушительно скрипит под ногами снег: идём к иордани. Строгое «воинство Христа» заняло пол-улицы.
Тщанием прихожан, сельской власти установили на Юрге тёплую палатку для переодевания, выстлали соломой дорожку к купели. Вокруг – зелёный патруль молодых сосёнок. Службы МЧС, скорой помощи, правопорядка в готовности номер один.
Отец Артемий совершает таинство освящения воды. Водосвятный молебен не слишком долгий по времени. Светлые и благостные лица прихожан, благостный холодок по коже. Умываю лицо водой из крещенской проруби и радуюсь, удивляясь: какая она тёплая и мягкая! Куда теплее, чем дома из-под крана. Сама я уже обливалась часов в пять, после утреннего правила.
Прихожане Свято-Троицкого храма, воспитанники воскресной школы – пример для подражания: здоровый дух в здоровом теле и сдержанное доброе и здоровое чувство юмора. Трижды окунулся с молитвой каждый: во имя Отца, Сына и Святаго Духа!
Купание в крещенской купели продолжается премирно, как учит православная этика. В этот раз её простые правила прописали на большом плакате, установленном прямо здесь, у иордани. «Купание в нетрезвом виде – большой грех. Купание не смывает грехи и не приближает нас к Богу… Только покаяние примиряет нас с Богом, а церковные таинства даруют нам Божию благодать, освящающую и спасающую нас».
Мы возвращаемся крестным ходом в храм. Слушаем крещенскую проповедь Отца Артемия. Набираем и пьём освящённую воду: водица крещенская-богоявленская, исцели! Я подхожу к церковной лавке – здесь множество миниатюр, икон и иконок, православной бижутерии: глаза радуются! Можно что-нибудь приобрести по случаю большого праздника. Я всегда так делаю.
– Купите, купите,– шепчут мне женщины в церковной лавке: и красиво, и приятно, и память.
Выбираю самую красивую миниатюру: великолепный крылатый ангел в женском облике со златоволосой девочкой.
– Вашим понравится.
Так и вышло. К обоюдной крещенской радости.