Все счастливые семьи – одинаково счастливы. Все это знают ещё со времён Льва Толстого. Они благополучны. Они счастливы собственным благополучием. Счастье – многоцветно. Несчастливые семьи разные, но беды и лишения – один чёрный карандаш.
А что живёт в домах и сердцах тех, кто перешагнул грань спокойствия, увидел ситуацию заплаканными детскими глазами? Что это за люди? Где находят физические и душевные силы? Где находят слова, чтобы рассказать ребёнку, что счастье многоцветно? Чтобы предостеречь и уберечь от новых бед и несчастий. Сколько мужества требуется, чтобы взять на себя ответственность за детские судьбы, дать сыновьям и дочкам поверить, что семья – это тёплый дом и самый надёжный и прочный жизненный фундамент.
Я давно познакомилась с этой удивительной семьёй. Тогда мама и хозяйка этого большого дома Алёна Васильевна Мартюшева была студенткой сельхозинститута. А её мама, умница-экономист Наталья Ивановна Фуртаева взялась за неподъёмное даже для мужчин-аграриев фермерское дело. Молодая женщина, похоронившая мужа, одна поднимала троих детей. Младшие Денис и Кирилл были ещё школьниками, Алёна училась в городе. Вопреки печальному жизненному обстоятельству у этой сильной умной женщины никогда не было тоскливого и безрадостного взгляда на жизнь. Семьи Натальи Ивановны Фуртаевой и Алёны Васильевны Мартюшевой, тоже, кстати говоря, многодетной приёмной семьи, всегда были полны ощущения радости жить. Интерес к работе и учёбе, интерес к любому делу, к творчеству, походы, путешествия. Вокруг этой главной жизненной ценности, большая семья – большое счастье, всё и строится.
Не так страшно детское горе, как его расписывают. Оно порой страшнее в сто раз. Специалисты органов опеки и попечительства в негодовании от фактов и статистики, не оставляющей надежды. В поисках семей, которые взяли бы на себя этот непостижимый груз. Мартюшевы решили, что достигли той черты, за которой кончается равнодушное спокойствие. И взяли тогда под опеку мальчика и девочку из проблемных семей, где шанса выжить у деток не было. Вместе с ребятами-Мартюшевыми володинские новосёлы Кристина и Вова стали ходить на уроки в сельскую школу, вместе кататься на санках, играть в футбол. Алёна Васильевна и Андрей Георгиевич купили тогда дом в рассрочку. Уже не новый, никакого благоустройства, комнаты небольшие, «удобства» во дворе. Зато все друг за друга горой. Зато появилась своя футбольная команда, своя футбольная площадка – трава возле их дома больше уже не росла.
Мартюшевы тогда перекрыли крышу, заменили рамы. И дом, доживающий свой век, стал светлее, наряднее и выше. А потом постепенно они всё переделали внутри, провели газ, водопровод, поставили удобные, крепкие надворные постройки.
Пятеро детей, две дочки и три сына, выросли здесь. Алёна Васильевна, учитель математики, физики, химии и информатики основной школы, никогда не делила детей на своих и приёмных. Кристина, Вова и Дима учились в одном классе. Друг другу помогали, подтягивали в учёбе. Мартюшевы-Фуртаевы по своей человеческой сути устремлены к высокому и светлому. Книгочеи невероятные. Это та созидательная устремлённость, которая заставляет пробовать себя в трудном деле, читать и знать, знать и уметь. Эта устремлённость не дала им спокойно поживать и посматривать себе телевизор, когда старшие дети выросли, когда стали взрослыми и разъехались. Андрей Георгиевич и Алёна Васильевна по совету старших приняли решение взять под опеку ещё троих деток. Рассудили: вдвоём работают, средств и сил достаёт. Ей – сорок четыре. Ему – сорок шесть. Возраст жизненных сил и житейской мудрости!
Теперь у Алёны Васильевна и Андрея Георгиевича восемь детей! Самая старшая Екатерина заканчивает Ишимский педагогический институт, продолжит учёбу в магистратуре, пишет дипломную работу. Интересная, самостоятельная. Подрабатывает учителем математики и информатики в городской школе. Возглавляет Ишимскую студенческую бригаду РСТО «Соло», которая работает летом проводниками на поездах дальнего следования. Двое сыновей – Дмитрий и Владимир – служат в армии. Оба – косая сажень в плечах, плоть и стать. Дима – связист, несёт военную службу в Хабаровском крае. Володя – в Ярославле. Будет участвовать в параде 9 Мая в составе железнодорожных войск. Серьёзный, авторитетный. До армии окончил Юргинское отделение Заводоуковского агропромышленного техникума, получил водительские права. На средства, которые скопились к его совершеннолетию, купил машину и сказал: «Нечего ей в гараже стоять. Пусть Катя в городе ездит, пусть чаще родителей навещает. Что ей мёрзнуть в электричках?». Толковый парень, с технической жилкой. Хороший брат. Дмитрий перед армией удивил мужским поступком ещё больше. Поставил на родительской усадьбе баню. Сруб долго стоял – у отца всё руки не доходили. Андрей Георгиевич работает оператором газовой котельной. После смен дел по дому и хозяйству невпроворот. А тут Дмитрию пришла повестка, и до отправки на сборный пункт целая неделя. Решил, не баклуши же бить! С шести утра на строительном объекте. И до звезды. Баньку поставил. Так что теперь сын – специалист по обустройству сельской усадьбы. На призывной комиссии парня определили в танковые войска. Дома шутили: люк же не закроется! Высокий, здоровенный парняга! Но в Тюмени Диму направили в связисты. Служит ответственно, успешно. Владимир подготовку проходил в учебной части Питера. Получил права бульдозериста. Так что семейный дом мастерами и новыми ремёслами прирастает.
Скромная, умная красавица-Кристина заканчивает Голышмановский аграрно-педагогический колледж. Ваня учится в десятом классе Юргинской школы, корпус № 2. Маша – шестиклассница. Гриша и Лена ходят в детский сад. Замечательные, артистичные, спортивные. Малыши живут в новом для них семейном доме, создавая специфическое светлое поле вокруг. Их все любят. Говорят: «Это наши солнышки!». Малыши для семьи как обереги. Ни тени сомнений, справятся ли, у родителей большой семьи. Теперь уже столько старших помощников! Дмитрий всегда просит по телефону: «Позовите Ленусика». Беседует с маленькой сестрёнкой о её детсадовских делах. Очень просит родителей не крестить малышей без него. Будет крёстным.
По большим праздникам в доме Мартюшевых радостно, хлебосольно, шумно, хоть и тесно за столом. С благодарностью и подарками едут старшие дети – пришёл их черёд проявлять заботу и внимание.
Родители никогда не рассказывают, что пережили их приёмные дети в своих семьях. Нет таких слов. Да и душу детскую бередить зачем. Как бы то ни было, теперь это их дети. Навсегда их. Их счастье, их радость, их трудности, боль и тревога. Как всякие подростки переходного возраста, ребята также могли забастовать, могли забросить учебники и тетради, могли не слушаться, брать отца с мамой «на слабинку». Алёна Васильевна и Андрей Георгиевич не опустят рук. Они знают, как со всем этим жить. Колоссальный опыт за плечами. А главное, они полюбили детей такими, какие они есть. Не радужные это чувства, не любовь с первого взгляда – никаких иллюзий. Но она пришла, искренняя, глубокая любовь, чтобы остаться навсегда.
Алёна Васильевна вспоминает, как привезли домой Кристину. Как это было. Новых забот, работы прибавилось – будни. Совсем не до проверки и оценки чувств! А потом как-то Кристина попала в больницу. Отходила от наркоза трудно. Мама рядом – душа навынос. Тумблер сработал: девочка моя! Спаси, Боже, моего ребёнка! Или с Володей как всё было. Его привезли в школьном возрасте – биологических родителей он хорошо помнил. И так долго приживался, трудно притирался: в двадцати километрах его дом. А как-то в праздник вдруг подошёл и сказал: «Мама, Вы красивая!». Как его не любить, думала она, этого славного домашнего ребёнка! Тумблер сработал.