Медиакарта
8:33 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Не умолкать ни днём, ни ночью, напоминая о Господе»

10:00 | 31 января 2018
Источник: Призыв

Тема социального служения православия на тревожном фоне разного рода общественных бед актуальна и в наши дни. В жизни Свято-Троицкого прихода примеров такого служения немало. Добровольчество, милосердие, действенная помощь и забота о ближнем – как составляющая деятельности, как содержание каждодневных молитв, мыслей и чувств.
Мой собеседник – самый что ни на есть обычный парнишка. Худенький, щупленький. Ему шестнадцать, но по виду больше двенадцати не дашь. Не отпетый двоечник и не прилежный отличник, потому что не учится в общеобразовательной школе. Ходит в вечернюю. Причём, без особого прилежания. Давно за добытчика в семье – собирает и сдаёт вторчермет. Из тех, кому с детства приходится заботиться о хлебе насущном. Что мне в нём определённо нравится, так это его рассудительность и самостоятельность. В нём нет тех качеств, которые я не терплю в людях. В нём нет чёрствого расчёта, хитрости, злобности.
Для него вторым домом, добрым пристанищем стал православный приход. Говорит, что храм – это уют, поддержка, любимое занятие, спасение. Спасение для него и для его семьи. Ему есть, за кого молиться.
Послушаешь Максима Заречникова и диву даёшься – самоучка, недавно в храме, а уже помощник звонаря. Если о его занятии без прикрас, то здесь, на звоннице, и дождь, и ветер, и мороз запредельный зимой. А вида, я сказала, Максимка не богатырского. С осени помогает на звоннице. Прихожане с его улицы сказали как-то: приходи в храм. По их настоятельному совету он покрестился. Дома у него верующих нет, в храм никто не ходит. Что есть вера, Максим поначалу даже не осознавал. Плохо понимал, о чём речь. Пришёл, постоял, ушёл. Только когда стал исповедоваться и причащаться, приблизился к православной вере. Молитвы выучил. А больше всего полюбил колокольные звоны. Однажды набрался смелости и спросил у звонаря Свято-Троицкого храма Дмитрия Фёдоровича Миллера: «А я бы мог научиться?». Тот ответил: «Если по-настоящему захотеть, обязательно сможешь. Не боги горшки обжигают. Ты попробуй».
Так с благословения отца Артемия Максим стал осваивать колокольный звон. Было сложновато. Неделю постигал азы, самый простой звон. Потом освоил ещё два. Однажды наткнулся на интернетовский сайт – школа начинающих звонарей. Понял, что первым делом следует выучить пятидесятый псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Поможет Господь в добром деле. Чтением этого псалома начинает каждую службу.
Максим говорит, что со знакомства с Дмитрием Фёдоровичем и службами в храме, многое изменилось в его мироощущении. К музыке потянуло. Хочется разучить и сыграть мелодию. А ещё он много открывает для себя на занятиях воскресной школы для взрослых. Там разговор содержательный и глубокий: об истории христианства, о православной этике. Кому как, а ему на занятиях всё интересно.
А сколько всего он рассказал мне о православном звоне. Что появились колокола на Руси вместе с христианством. А до этого, в Верхозаветной церкви, верующие собирались на Богослужение под звуки труб. К шестому веку появились била и клепала. Била, поясняет Максим, – это деревянные доски, а клепала – железные или медные пластины, согнутые в полукруг. А колокола появились в конце десятого века. В пятнадцатом – собственные заводы по отливке колоколов. Самым большим за всю историю был Царь-колокол, стоящий на каменном постаменте у колокольни Ивана Великого, который является чудом литейного искусства.
– Русские колокола отличаются от всех других звучностью и певучестью. Ещё для них характерно, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык свободно качается. Ударом о колокол производится звук. Народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Бывает, я часами думаю, как лучше произвести звон. Иногда осеняет.
Он считает, впрочем, как и многие, что звуки церковного колокола – это что-то возвышенное, величественное и сильное, что действует на наши чувства и побуждает к добру.

Автор: Татьяна Усольцева. Фото Ирины Платоновой Татьяны Геогеновой