Традиций много. Хороших и разных. Среди самых устоявшихся – традиция ругать юное поколение. За что его ругают нынче? За гаджеты, инфантильность. За то, что не любят хорошие книги, хорошую музыку. Я не собираюсь вести дискуссию между фанатами гаджетов и любителями классики. Я за мирное сосуществование этих двух всемирных лагерей. По крайней мере, надо шире рассказывать о юных талантах. Знакомиться лично – не по фото в соцсетях. Только живой диалог: живые глаза, живое общение.
Четвероклассник Максим Бобров вызывает моё искреннее расположение. Может быть потому, что подсознательно я всегда помню о его обстоятельной работе в защиту исчезающих видов животных и растений нашего края, которую он назвал: «Красная книга Юргинского района». На состоявшемся недавно в Доме прессы подведении итогов творческого конкурса, объявленного редакцией районной газеты и местным отделением ВПП «Единая Россия», он знакомил конкурсантов со своей работой, и наши многоопытные авторы смотрели на него одобрительно и слушали с удовольствием. Переглядывались между собой: ну что, а? Молодец!
Я думаю, таких, как Максим, наберётся в наших школах не один десяток. Тех, кого исследовательская деятельность по-настоящему увлекает. Кто, отправляясь в ближайший перелесок, не мешок мусора прихватывает, а блокнот и фотоаппарат. Знакомьтесь: юный исследователь и защитник природы Максим Бобров.
– Максим, почему ты выбрал темой своей исследовательской работы защиту исчезающих видов растений и животных нашего края?
– Я написал эту работу в 2017 году, объявленном Годом экологии. Мы у себя в школе, в нашем 4-ом «В» проводили много мероприятий в защиту природы. И я решился на такое исследование.
– И давно увлекаешься разного рода изысканиями?
– Давно, со второго или с первого класса. Моя первая работа называлась «Тайны белой книги». Мы ходили с папой зимой в лес и исследовали следы зверей и птиц на снегу. Я заметил, что в последние годы следов становится всё меньше. Вот и решил написать об исчезающих видах животных и растений, находящихся под охраной в трёх наших заказниках.
– Трудно было найти ответы на вопросы, которые ты обозначил в целях изысканий?
– Больше интересно, чем трудно. Я взял за основу Красную книгу Тюменской области. И знаете, что выявил? Там ссылки по местам обитания почему-то большей частью по Соколовой и Субботиной. А район большой по площади. Разные природно-климатические зоны. Если на юге района почти отсутствуют хвойные леса, то на севере района – преобладают. Там и растительный мир другой, и животный – намного богаче.
– Что сложнее: работать со справочниками и научной литературой или с людьми, специалистами в области охраны природы?
– Мне и специалисты много рассказали. Особенно Эдуард Андреевич Конищев, главный специалист Тюменского межрайонного отдела федерального лесного надзора. Он много знает по вопросам лесной охраны. Я дома расспрашивал бабушку Полину, она любит лес с детства. Шла война, когда она была маленькой. Пропадали с ребятишками в лесу. Дождаться не могли, когда появятся медуницы, щавель, саранки. Теперь саранки редко встречаем мы в наших лесах. Они исчезают, как вид, эти красивые цветы. Как и татарское мыло, и подснежники – прострел или сон-трава. Бабушка Полина рассказывает, что в лесу от татарского мыла было красным красно. Их заинтересовал цветок, потому что мыла в войну не было. Даже пытались тереть руки – не мылило растение. Мои мама с папой, Марина Николаевна и Евгений Владимирович, тоже любят лес. Мы бываем в нём постоянно зимой и летом. Они иногда берут с собой пустые пакеты: собираем мусор и отвозим на свалку. Мусора в лесу много. Места обитания животных, растений и птиц загрязняют сами взрослые.
– Ты как считаешь, Год экологии был полезным в этом смысле? Привлёк внимание к проблеме? Остановил этот беспредел? Помогли мы лесу?
– Внимание к проблеме мы своими работами привлекли. Всей школой помогали лесу. Организовывали акции добра по очистке лесных территорий. С небольших лесных участков увозили кучу мешков мусора. Конечно, на проблемы экологии в глобальном масштабе мы повлиять не можем: загрязнение атмосферы, испытания оружия, массовая вырубка лесов – но убирать за собой мусор, не превращать лес в свалку, не губить насаждения – это в наших силах. Зависит от каждого из нас.
– Фамилия у тебя говорящая, прямо скажем. Ведь бобры – лесные строители. Кто помогал тебе в исследовательской работе, кто направлял, учил, поддерживал?
– Все помогали, кроме Полины – сестрёнка ещё учится в первом классе. Дед Николай Анатольевич Литвинов много рассказывал про речную и озёрную живность. А ещё – наш учитель Ольга Владимировна Пуртова. Она учит, как собрать материал, у кого взять комментарий по проблеме, как работу оформить, как себя вести на защите, как отвечать на вопросы. И как задавать вопросы другим исследователям, участникам конференции. Я защищал свою работу на областной конференции. На все вопросы ответил.
– Максим, расскажи о своей семье, о традициях, интересных семейных занятиях.
– Мы всё время строим – мы же Бобровы! Сначала всё перестроили в нашем двухквартирном доме. Сделали большую кухню и прихожую. Теперь пристраиваем второй этаж, чтобы у меня и у Полины были свои комнаты.
– А о традициях? Семейных праздниках?
– У нас есть традиция в новогоднюю ночь лазить на банную крышу, смотреть салюты. Их видно со всех улиц Юрги и даже дальше. Ещё мы любим путешествовать. Ездили в Адлер, в Анапу, в Сочи, в Новосибирск. Любим отдыхать в наших тюменских санаториях «Светлый» и «Ласточка». Мама, учитель английского языка, была на учёбе в Англии. Они с папой отдыхали за границей.
– А животные есть у вас дома?
– В Год экологии мы решили обзавестись кроликами. Папа построил просторные клетки. Инициатива исходила от Полины, поэтому ухаживает за кроликами она. Есть петух Петя и десять кур. Курицам мы не стали давать клички-имена, а то потом к ним так привыкнешь! И как их колоть тогда к Рождеству или на день рождения? Когда папа идёт управляться, я всегда помогаю ему – открываю двери в стаю, у него же руки заняты. Мы с папой трудолюбивые: носим дрова, чистим снег.
– А мама с Полиной?
– Они дома наводят порядок. Тоже трудолюбивые, но подробно сказать не могу – мы же с папой работаем на улице.
– А кто что любит в семье?
– Мама любит помогать мне делать уроки. Сам я справляюсь иногда быстро, а иногда размазываю подготовку на два часа.
– Кто в семье разрешительный орган, а кто запретительный?
– Мама – запретительный и разрешительный. А папа просто весёлый.
– А книги вы любите? Какой любимый автор у тебя?
– Владислав Крапивин. Мама тоже в детстве любила книги Крапивина. Теперь и я люблю.
– А что больше всего нравится у любимого писателя?
– «Журавлёнок и молния». Я очень переживал, что он погиб.
– Максим, какие положительные качества характера помогают тебе в школе и жизни?
– Я общительный. Со мной приятно общаться. Я спортивный – хожу на тренировки. Жить не могу без футбола. С нами занимается Алексей Викторович Бутаков – хороший тренер. Прихожу с тренировки – футболка мокрая, хоть выжимай. Я серьёзно тренируюсь. С первого по третий класс играл слабо. Теперь – хорошо.
– Ты человек без недостатков, или есть над чем работать в плане самосовершенствования?
– Я иногда расстраиваюсь – появляется в голосе нотка нытья. В учёбе уверенности не хватает. И в работе тоже. Выхожу во двор снег чистить и думаю: ого, не справлюсь.
– Максим, а кем ты хочешь стать?
– Это трудно так сразу сказать. Это вопрос жизни. Может, футболистом.
– Как ты думаешь, почему у одних людей хватает сил бороться за мечту, а у других нет?
– У каждого человека должна быть вера в себя. Упорство. Нельзя опускать руки, и всё.