Уверена в том, что большинство из тех, кто хотя бы раз побывал в кабинете стоматолога, испытали, если не страх, то уж точно не чувства восторга. Даже у взрослых перед кабинетом коленки дрожат, а что говорить о детях… Но стоит только увидеть доктора – невысокого роста, худенькую женщину с добрыми глазами, услышать тихий, спокойный, «обволакивающий» голос, которой сможет успокоить любого пациента, то сразу вселяется уверенность – ничего плохого не случится…
Речь идёт о терапевте-стоматологе, а также хирурге-стоматологе О.Н. Спиридоновой, которая работает в Армизонской поликлинике более 20 лет… Трудно поверить, что такой хрупкой и миниатюрной под силу укротить ноющую боль, дать ещё один шанс некоторым, видавшим виды, зубам…
Ольга Николаевна родилась в Тобольском районе, потом несколько лет жила с родителями в Ишимском, а с 1986 года Спиридоновы прочно обосновались в крае трёхсот озёр. Здесь, начиная с 4 класса, она училась в школе и после её окончания решила поступать в медицинский… Что подтолкнуло девушку к выбору именно этой профессии? Может пример Лидии Николаевны – сестры её мамы, которая в своё время начинала медсестрой в стоматологическом кабинете, ассистируя И.П. Лямину, а позже, переехав в Тюмень, выучилась на зубного врача?
- Нет. Всё случилось значительно раньше, ещё в детстве, - рассказывает Ольга Николаевна. – Мне было 7 лет, когда произошла эта история. До сих пор её хорошо помню. Пришла однажды в гости к бабушке с дедушкой. И как-то в разговоре дед спросил: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Я так уверенно заявила: «Зубным врачом!». Он даже немного опешил: «Ты что с ума сошла?». Ну, а я в ответ: «Ну, вот так хочу!»... Мой папа связан со строительством, мама тоже не по этой части – ей больше по душе птички, зверюшки… Хотя у неё была попытка стать мед.работником, как старшая сестра, поэтому она тоже поступила в медицинский, но через год оставила учёбу, поняв, что это не её стихия… А вскоре окончила Тобольский техникум на зоотехника… Вот и я в школе думала - буду архитектором, а из-за моих математических наклонностей предлагали поступать в экономический, но тяга к медицине всё перевесила. С 6 класса я уже знала, что пойду именно в медицину, независимо, кем стану - стоматологом, хирургом или врачом другой направленности…
- Почему после школы поступили в колледж, а не в институт?
- Страх… Надо было ехать в Омск или Пермь… А в то время тётя Лида заканчивала зуболечебное отделение в Тюмени, а я вместе с её дочерью поступала… После того, как год отработала, поехала в Москву — хотела продолжить обучение на стоматолога, но не получилось. И только спустя пять лет повторила попытку, но уже в Екатеринбурге. На этот раз удалось…
- Вы работали, имели определённый опыт, навыки. Пять лет учёбы дали новые знания?
- Безусловно. Это сначала кажется, что всё умеешь, знаешь, но проходят год-два и выясняется – да ничего ты не умеешь… И когда слышишь от начинающих врачей, за плечами которых не больше двух-трёх лет стажа, что они чуть ли не асы в профессии, но… ничего подобного. Каждый раз ты открываешь для себя что-то новое, особенно в хирургии. Много бесценного опыта приобретаешь именно в сельской местности, где приходится выполнять всё, порой даже и не своё… Я не вижу себя только в хирургии или терапии - мне надо то и другое. Это – разнообразней, интересней… В практике всегда с чем-то сталкиваешься впервые… И.П. Лямин, с которым начинала работать, говорил: «Иди и делай». Он просто подталкивал, придавал уверенности. С ним многому научилась. Какое-то время работала с П.А. Улановым, от него немало навыков переняла. Мне повезло с наставниками – было у кого учиться, опыта набираться. А потом и сама получила высшее образование, но всё равно стараюсь заниматься самообразованием, совершенствоваться… Профессия стоматолога – это моё! Когда только поступала в институт, брат спрашивал: «Ну, вдруг не получится - что будешь делать?». На следующий год попытаюсь. «Если и потом не выйдет?» - твердил он. Снова буду пробовать, пока не поступлю. А он и говорит: «Ну, и дура!»… А мне нравится моя работа…
- Сильно устаёте после трудового дня?
- Раньше вообще усталости не чувствовала. Сейчас, наверное, уже возраст… Но, несмотря ни на что, приём веду до последнего пациента…
- Как дома «перезагружаетесь», может есть какие-то увлечения: вязание, вышивание?
- Нет, нет… На это элементарно не хватает терпения. Мне же знакомые говорят: «В зубах ковыряться хватает же?» По мне лучше это, чем со спицами сидеть… А самое большое увлечение – это сын. Всё свободное от работы время провожу с ним – гуляем, играем, готовимся к школе, ведь Макар нынче в 1 класс пойдёт.
- Он уже посещал мамину работу?
- Да. Макар с 3-х лет бывает в поликлинике, иногда приходит, чтобы полечить зубы.
- Если вдруг сын захочет пойти по маминым стопам – не будете сопротивляться?
- Нет. Меня никто не принуждал, и я не стану отговаривать…
Ольга Николаевна росла в большой и дружной семье, окружённая заботой и вниманием родителей. Но при всём этом, мама и папа не баловали её, с детства прививали любовь к труду, уважение к старшим, приучали к самостоятельности.
- Вы стараетесь передавать накопленные навыки своему сыну?
- Конечно. Подключаю его к участию в домашних делах, даю небольшие поручения. Он многому учится у дедушки с бабушкой, у своих дядей…
- Считаете профессию стоматолога престижной?
- Она всегда таковой была, правда, по мнению нынешней молодёжи, в большей степени востребована в финансовом плане, думая, что стоматологи получают большие деньги. Поэтому, после окончания института или колледжа, уходят, в основном, в частные клиники. Меня тоже звали, да и сейчас поступают предложения перебраться в город, но отвечаю, что и в деревне кому-то надо работать… Пока могу – не брошу, - сказала О.Н. Спиридонова…
9 февраля — Международный день стоматолога. И выбран он неслучайно — это день святой мученицы Аполлонии, ставшей покровительницей как мучающихся зубной болью, так и врачей, призванных эту боль устранять. Образ святой Аполлонии, уверовавшей в Христа и принявшей мученическую смерть за свою веру, стал в начале 18 века, с подачи основателя научной стоматологии Пьера Фошара, символом профессии.