Медиакарта
11:11 | 5 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

В поисках леса… средь леса

Рза Фаррух Оглы Салахов дело своё открыл в 1997 году. До этого 6 лет трудился в леспромхозе, сначала водителем, затем пилил лес, в общем работа знакомая. Было такое ООО «Берёзка», основной вид деятельности лесозаготовка - это его фирма. Ну, фирма не фирма, однако о себе новоиспечённое предприятие заявило возможным набором товаров и услуг, связанных с древесиной.

Немногим позже «Березка» трансформировалась в ИП Салахов, так проще и не столь многому обязывает. Поначалу у него из производственных мощностей - лесовоз и трактор. Затем второй «Урал»… еще трактор… станки… и пошло поехало! По первости лес для обработки на пилораме закупали, но затем и сами стали заготавливать в необходимых объемах, чтобы «гнать» доску: дюймовую, «сороковку», обрезную, необрезную, горбыль. Захотел даже организовать безотходное производство, но тут и застрял. Нет, говорит, леса!

Как нет? Вроде, куда не кинь, тайга кругом.
- Бумажная волокита всему виной. К тому же, у федералов закупает лес авиабаза, продают кому-то, нам - третьим, четвертым уже нет. Раньше аукционы были, в аренду участки сдавали, там сам определяешься, как деляной ловчей распорядиться. А теперь таким как я, мелким предпринимателям, путь в деляны заказан, - сетует Салахов.
Это напоминает рекламу, когда «малый бизнес» обращается за помощью к финансовым воротилам: мне бы счет открыть… Его гонят, над ним насмехаются. И только банк готов выручить…
- Не верю я банкам, способным на корню загубить всякое дело грабительскими процентами. Затянут и всю жизнь будешь бултыхаться в долговой яме, - досадует предприниматель.
По его словам, в подобном незавидном положении и другие лесопереработчики Туртаса. В отличие от них Рза Фаррух пытается как-то двигаться вперед.
- Всё заработанное я вкладываю в производство, для самого мало что остается. Построил магазин запчастей, худо бедно выручает. Одно время часть помещений сдавал под кафе, но не хотят люди работать, а у самого к торговле душа совершенно не лежит.
О том, что он человек дела, а не торгаш, подчеркивал не раз. Начинал с двух наемных работников, а сейчас предоставляет рабочие места восьми, правда, временным. Доходов нет, и держать людей, не обеспечивая их постоянным заработком, убеждения не позволяют. Был бы лес, было бы стабильно отлаженное производство, тогда пожалуйста: работайте - получайте по труду. Мало того, выбирал бы из них работяг трезвых, умелых, от которых не страдает качество изделий. А то получается: выдашь зарплату, «труженик» исчезает на пару недель и не объявится пока не пропьет все деньги. Ну и какой из него работник с его трясущимися руками.
Стабильность. Была ли она?
- Конечно! Памятен год 2013-й, работали нормально, 2014-й - более менее. А потом кризис и пошло всё наперекосяк. Солярка каждый день дорожает: 44 рубля - куда это годно! А всё бы наладилось, имей мы возможность планомерно заготавливать лес, изготавливать пиломатериалы, всегда востребованные населением, особенно летом.
В чем ты видишь выход из нынешнего положения, Рза?
- Район решить проблему не в силах. Администрация рада бы помочь, мы же всякий раз к ним идем, а как? Это же всё через Москву делается, но федералам, видимо, не до нас, у них свои заморочки. Не знаю, да и кто знает, как будет дальше.
Мы на промбазе индивидуального предпринимателя Салахова. Картина, откровенно говоря, не радужная. Вот машина, словно оцепеневшая без работы, вон трактор простаивает. И вообще на территории без движения целый парк колесной и гусеничной техники. Это еще что! Под крышей просторного помещения пылится деревообрабатывающий станок Vector C25-5A, на котором можно выпускать изделия, отвечающие требованиям евростандарта. К слову, второго такого в районе нет. За той же «вагонкой» ни в Венгрию, ни в Италию не надо ехать, можно изготавливать здесь в Туртасе. Надо ли говорить, насколько собственное производство дешевле забугорного. Да что заграница! Взять половую доску в Тобольске: кубометр - 18 тыс. рублей, Рза Фаррух продавал и готов продавать за 12 тыс. На этой технике много чего можно делать, - говорит он. Но мертв станок. Причина всё та же: нет сырья, то есть леса, словно степь да степь кругом, а не чащи и перелески…

В.Г. Баранцев, лесничий участка Нижний Чебунтан:

- Мое мнение, я его не скрываю. Есть у нас в Туртасе несколько предпринимателей, работающих с древесиной, но самостоятельно они лес взять не могут, таково законодательство. Остается аренда лесных участков. Но дело в том, что и аренду взять не просто. Лесным кодексом столько наворочено правил и условий, пробираешься через них как сквозь чащу. Но предприниматели выход находят, договариваясь с частниками, которым на строительство домов выделяется 120 кубометров леса и 20 кубометров на надворные постройки. По взаимному согласию, лес перекупается на корню, а оплачивается пиломатериалами, естественно, в меньших объемах. Предпринимателей понять можно. Они этот лес пилят, бревнами доставляют в поселок, а это 60-80 км лесных дорог, пришедших в негодность, так как нет леспромхоза, который их содержал. Не совсем законно и все об этом знают, но что делать. К тому же, надо делянку принимать, но ты этого частника, кому она формально была отведена, не найдешь. Он ведь в деляне даже не был. Притом, что сейчас выписываем лес и «иногородним» - Тюменским, Ялуторовским, Заводоуковским. Едут к нам, потому как у них там очередь на 10 и более лет вперед. И где их прикажете потом искать, чтобы после всего прибрали делянку?
Считаю, что правила нужно смягчить и упростить. Потому как аренда более всего выгодна государству, но не предпринимателю.

Фото автора

К другим новостям "Уватских известий"

Автор: Александр ПАРАМОНОВ