«Домашние задания по всем предметам сейчас сделаем – и свободны! Потом занимайся, чем хочешь, можно играть, гулять на улице», – объясняют мне свою тактику четвероклассницы Настя и Нина. Достали из портфелей дневники, чтобы подтвердить: с успеваемостью у них всё в порядке.
Татьяна Владимировна Парфёнова каждый понедельник после полудня снова в родной школе № 4. Здесь она училась сама, а потом вернулась с дипломом педагога и 45 лет учила не одно поколение детей «за линией» биологии, химии, изобразительному искусству. Социальный проект «Дежурная бабушка» нарушил привычный ритм жизни пенсионерки.
– В школе нет группы продлённого дня, как раньше, где дети занимались с педагогом, пока родители на работе. Можно организовать её на платной основе, но это, понимаете, для нас не подходит. Думали-подумали и обратились к педагогам старшего поколения с просьбой помочь нам воплотить идею в дело. Теперь я частенько заглядываю в читальный зал, вижу, что у ребят с нашими бабушками сложились доверительные отношения. Радуюсь их живому общению, признаюсь, это и мою душу греет, – рассказала суть проекта директор образовательного учреждения Инна Ефимова.
На предложение поучаствовать в проекте откликнулись трое. Благодаря этим добровольцам во вторник и четверг дети приходят к Валентине Ивановне Денисовой, ведь им можно учиться рисовать у настоящей художницы! В среду ждут встречи с Александрой Андреевной Ивановой, которая всю жизнь проработала в детском саду, принесла из своих запасников много разных игр, правда, для детей дошкольного возраста. Поначалу бабушки думали, что будут заниматься с детворой в течение часа внеклассной деятельностью – это интересно тем и другим. Но о чем мы спрашиваем вернувшихся из школы? Про оценки. Так и наши бабушки. Значит, решили, надо делать уроки, и появились в читальном зале учебные столы.
Дима выполнил домашние задания по русскому языку и пошёл домой, с остальными, сказал, сам справится. Сели поближе к Татьяне Владимировне другие, чтобы правильно решить задачи по математике. Выходит, она вместе с ребятами проходит программу начальной школы.
– Так много задали, что писать неохота, – ворчит девчушка.
– А ты настрой себя, и всё получится, – приговаривает бабушка. – Посмотри, как ты красиво пишешь, мне очень нравится!
– Да, меня даже директор школы за это похвалил. Вот, в дневнике пятёрка!
Бабушки стали помощницами не только для детей, но и для их учителей, родителей. Только вот в отведённом месте стало уже тесно. Ребятишкам хочется, чтобы появились книжки-раскраски, пластилин, настольные игры. Два часа пролетают незаметно. Некоторые берут книги в библиотеке, им хочется почитать вслух бабушке. Она ведь точно похвалит!
– Чувствуем, детки душой к нам тянутся – это и есть наша награда, – сказала, прощаясь, Татьяна Владимировна.
А ведь так работать могут только педагоги по призванию.