У каждого человека путь к Богу свой. Кто-то для этого должен пройти через скорбь, кто-то через радости… Но, как показывает практика, в жизни каждого, кто обращается к Всевышнему уже в сознательном возрасте, происходит какой-то переломный момент. Именно тогда человек начинает понимать: дорога к смыслу жизни ведёт через церковь, где царит благодать и живёт надежда…
Так случилось и в жизни Ирины Николаевны Мариловцевой (Кунгуровой). Она идёт своей дорогой веры, которая для неё – одновременно и радость, и свет, и утешение в трудные минуты.
Старинная, с 320-летней историей, окружённая зеленью холмов деревенька Заборка… Здесь прошло беззаботное детство Ирины. Пусть немного трудное, как и у всех ребятишек, выросших в послевоенное время, но всё равно о нём остались только лучшие воспоминания. «Это потому, -- уверенно говорит она, -- что мозг и душа были неозадаченными и незасорёнными, а, значит, готовыми принять Божью благодать». В этот берёзовый край Ирина Николаевна беззаветно влюбилась практически с рождения. Он – родина её предков, поэтому она подмечает: «Невидимая пуповина навсегда привязывает к корням, как прикосновение души человеческой к Царствию Небесному». Нигде, кажется, так не свеж воздух, как в родных местах, нигде нет такого голубого, чистого неба над головой… В своей заметке «Воспоминания, воспоминания», опубликованной в районной газете в прошлом году, она рассуждает: «Разве можно измерить чем-то чувство любви к своей малой родине? Нет такой единицы, которой меряется тепло и свет в душе, скорее – это её ёмкость, способность принимать и вмещать дар Божий. Да, многое меняется в современном мире с такой скоростью, что не успеваешь фиксировать и привыкать, а вот это – светлое и святое – неизменно во все времена».
Неудивительно, что человек, так сильно любящий свой край, здесь и остался жить. Как говорится: где родился, там и пригодился. Хотя в молодые годы Ирина Николаевна исколесила, без преувеличения, полстраны. По профессии она метеоролог-радиооператор, объездила многие города, но всегда тосковала по Заборской земле. Теперь у земляков на слуху её редкая фамилия, ведь она часто пишет статьи в районную газету и присылает свои стихи. В школе её любимыми предметами были русский язык и литература. В детстве очень много читала, беря пример с отца Николая Алексеевича. Он старался посвящать книгам каждую свободную минутку, хоть и был простым колхозником.
А вот о вере в юности как-то не слишком задумывалась. Говорит, что её родители и родственники были набожными, но молились украдкой, ведь в советское время верующих преследовали. Основы православия впитала от соседки, пожилой женщины Аксиньи Степановны Сосниной, в своё время она нянчилась с маленькой Ирой. По большим праздникам эта бабушка ездила на богослужение в храмы в город Ишим, потому что сильно верила в Бога, храня традиции своих предков.
Уже позже, в лихие 90-е, Ирина Мариловцева поняла, что начала поистине верить в Бога. Жизненные перипетии подтолкнули её на эту тропинку. Тогда же начала и стихи писать, практически сразу после своего крещения. Так проще было выражать свои чувства, эмоции, излагать мысли, которые переполняли. Период своего воцерквления эта женщина вспоминает с особой теплотой.
-- Когда постепенно переходишь в духовное, то всё земное и прошлое видится совсем по-другому, начинаешь замечать, где был Промысел Божий, а где – собственная злая воля, -- рассуждает она. – Когда не было в моей жизни Бога, то присутствовало отчаяние, я чувствовала своё бессилие что-либо изменить. Но потом поняла: если задаёшься целью спасти душу для вечности, то через все трудности Господь сам тебя проведёт, и всё равно очистит и спасёт.
Вот как она говорит о спасении в одном из своих стихотворений «Вечная тема»:
Мы все на Земле только странники,
былинки зелёного края,
И через Адама – изгнанники
из Богом созданного рая.
И путь этот временен, краток,
коль тесен, надеемся – к свету.
Хоть враг изворотлив и хваток,
а нам – призываться к ответу…
Ведь спросится за нерадение
и за неборенье с грехами,
Пренебрежение к делу спасения
(мы то выбираем сами!).
За непризывание Бога –
спасти нас в житейском море –
За всё это спросится строго…
И горе тогда нам, горе.
Жизнь коротка, а вечность – безбрежн,.
но некогда остановиться…
А кто-то настойчиво-нежно
всё в сердце твоё стучится.
Как добрый родитель и пастырь,
он духом тебя извещает.
Среди суеты и страсти
задуматься заставляет.
О бренности попечений,
о том, что душе роднее.
В ней вечность запечатлена
и тяга к добру сильнее.
Кривые дороги в тумане –
куда же по ним мы выйдем?
Себя только лишь обманем,
да так в слепоте и погибнем.
Ирина Николаевна после перенесённого недуга стала очень религиозным человеком. Много времени уделяет молитве. Для этого встаёт раньше, а ложится позже. Ежедневная молитва даёт ей силы жить дальше, справляться со всеми возникающими трудностями. Она мудро рассуждает на разные житейские темы, возможно потому, что в своё время прочла массу духовной литературы, такой как Евангелие, Закон Божий, Жития святых, Творения Отцов Церкви. Помимо этого, она не только сама открыла своё сердце для Бога, но и пытается научить этому своих сыновей.
-- Главные дела, которые я сделала в своей жизни – это рождение и воспитание детей, -- уверена И.Н. Мариловцева. – Даже в Священном писании сказано, что женщина спасается чадородием, и чад, соответственно, нужно воспитывать с Божией помощью. И тогда уже одним этим можно оправдать перед Богом и совестью своё земное существование. Жалею, что родила только двоих.
Старший сын Николай живёт в г. Тюмени, водит пассажирские поезда. У него семья, воспитывает троих детей. Скоро ему исполнится 30 лет. Младшему, Данилу, будет 17. Он второй год учится в Ишимской Православной гимназии (за помощь, оказанную в устроении туда сына, И.Н. Мариловцева благодарна настоятелю Свято-Троицкого храма отцу Владимиру). Живёт Данил в пансионате при епархии. Мама стала приобщать его к вере, к церкви, когда ему исполнилось 6 лет. Помимо участия в церковных таинствах, она изучала с ним Библию. Не знает, какой путь он выберет после окончания школы, но надеется, что не отойдёт от веры, и не удалится далеко от церкви, пронеся заветы верующей матери через всю жизнь. Для неё это самое главное. «Без Бога -- не до порога», -- наставляет она сына. И, если вдуматься, это правда так.
Ирина Николаевна твёрдо уверена: во всех делах нужно просить Божией помощи и Его благословения. Если рассчитывать только на себя, то это гордость -- враг рода человеческого.
-- Преподобный Серафим Саровский учил: «Смири себя, и вокруг смирятся тысячи», -- приводит она пример. – Поэтому смирение – главная добродетель. А пост, молитва, добрые дела, если мы себя на это понуждаем – это инструменты, которыми эта добродетель достигается. Вера – это свет, а безверие – тьма. А в темноте таких можно дров наломать, и таких шишек наставить!
Очень часто обращается верующая христианка с молитвами к Пресвятой Деве Марии, просит здоровья для себя и близких. Ей она посвятила эти строки:
Сердце очерствевшее умягчи, Благая,
И слезами тихими дай его омыть.
Только ты, Пречистая, Матерь Всеблагая,
Мне поможешь тяжесть всю из души излить.
И печалью светлою сменится обида,
Покаянья речкою грусть прочь убежит.
И надеждой тихою (ведь за всё простила)
Вдруг душа наполнится – Бог меня простит.
Недавно православные христиане отметили Крещение Господне. Во время религиозных праздников у Ирины Николаевны открывается второе дыхание. В такие минуты она берёт в руки листок и ручку. Так рождаются новые плоды её творчества, как, например, стихотворение «Крещение Господне».
Какой же светлый день и чистый!
Богоявления День настал!
Снежок искристый и пушистый
чуть пролетел и перестал.
И миллиардом бриллиантов
слепят сугробы, дерева,
Играют на кустах гирлянды,
и в изумлении – дома.
Творенье Божие ждёт чуда:
вот-вот Он освятит собой
И снег, и воду, и повсюду
Он прикоснётся к нам с тобой!
Вот так, с верой в добро и в Творца живёт в отдалённой деревеньке своей тихой, праведной жизнью И.Н. Мариловцева. Она счастлива тем, что у неё есть дом и семья, есть, кого любить, о ком заботится. Но ещё согревает душу и заветная мечта, связана которая, опять же, с верой. «Выучился бы кто-нибудь из нашей молодёжи на архитектора, и подарил деревне проект часовни, -- делится она. -- А построили бы её общими силами. Было бы землякам, где помолиться и свечи поставить о живых и усопших. Это святое дело сплотило бы всех односельчан, установило крепкие, надёжные связи между поколениями»…
Конечно, верующего человека из глубинки понять можно. Хочется иметь небольшую церковь в своём населённом пункте, чтобы в любое время можно было бы поговорить с Богом, излить свои переживания, попросить о помощи. Не зря ведь ещё в начале 20-го столетия повсюду, даже в мелких отдалённых деревушках стояли нехитрые часовенки, потом разрушили их, а нынешние жители теперь мечтают их возродить… Это говорит о том, что духовные потребности, вопреки всему, не утратили свою значимость для русского человека. Всем сердцем Ирина Николаевна верит, что исполнится её желание, и однажды вновь зазвучит душевный, заливистый колокольный звон над её малой родиной, как символ надежды, православия…
На снимке: И.Н. Мариловцева
Фото автора