15 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВОИНОВ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ
15 февраля в России – день вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. В этой войне мы потеряли более 15 тысяч своих соотечественников. Этот день памяти и скорби по всем погибшим воинам-интернационалистам.
Двадцать девять лет прошло с той поры, но слёзы Афганской войны не высохли. Мы не в праве забывать о не вернувшихся домой молодых парнях, среди которых есть и наши земляки. Пыльные и горные дороги Афганистана унесли жизни уроженцев Аромашевского района: Михаила Бородина (пропавшего без вести), Сергея Молчанова, Юрия Галкина и Николая Аверьянова. В музейных комнатах села Малоскаредное хранятся воспоминания преподавателей и одноклассников Николая и Юрия – выпускников местной школы. Сегодня я расскажу читателям о том, каким запомнился им Николай Аверьянов.
Родился Коля в селе Кротово в 1955 году. Вскоре родители переехали в Кемеровскую область, и до 1967 года он жил на Северном Урале. В Малоскарединской школе начал учиться с пятого класса. Тем, кто его знал, он запомнился обыкновенным мальчишкой: дисциплинированным, примерным в учёбе, любящим стихи (особенно Маяковского), увлекающимся лыжами и фотографией.
В 1971 году после восьми классов, Коля поступает в Свердловское суворовское училище, после его успешного окончания продолжает учиться в Рязанском воздушно-десантном училище. Защита Родины становится его профессией. Уже будучи офицером, проходил службу в десантных войсках. В 1979, 1982, 1983 и 1985 годах служил в Афганистане и там же погиб при выполнении задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан.
Вот что пишет о нём в своих воспоминаниях одноклассник и друг А. Медведев: «Это рассказ о друге, каким он был и каким остался в моей памяти. Здесь не будет хронологической последовательности, стройности изложения. Это фрагменты встреч, разговоров, воспоминаний. Первое впечатление при знакомстве, а было это в пятом классе, – это обстоятельность. Мы, ребята деревенские, не были избалованы вниманием родителей, и в принципе вполне самостоятельные люди, выглядели по сравнению с Колей детьми. В том, как он разговаривал, работал и даже ел, чувствовалась какая-то взрослая уверенность в себе, солидность и неторопливость. И это у мальчишки, которому было одиннадцать лет. Коля раньше жил на Северном Урале, видимо оттуда он привёз свою любовь к лыжам. У него они были разные: простые, на которых можно было ходить в валенках, спортивные на ботинках, и мечта всей нашей компании – охотничьи, подбитые лосиным мехом. Эти лыжи хорошо скользили вперёд и держали лыжника на склонах, не давая скатываться назад. С тех пор в нашей мальчишеской компании походы в лес на лыжах стали постоянными, а чуть позже, в школьной лыжной секции вслед за Колей начал заниматься и я. Вскоре, на районных лыжных соревнованиях, которые проходили в селе Сорокино, Коля занял одно из призовых мест. Была радость за друга, была лёгкая зависть к его успехам. Позднее, когда Коля учился в Рязанском училище, он говорил, что та закалка, которую он получил в детстве, хорошо помогла ему быстро адаптироваться в трудных условиях боевой учёбы. Учился Коля, как мне кажется, легко, но эта лёгкость складывалась из свойств его характера. Он был трудолюбив, и, как я уже говорил, состоятелен, и то, что он делал: учил ли уроки, колол дрова, косил сено – всё он делал добросовестно и качественно».
Ещё в воспоминаниях друга подробно описывается то, как их компания увлеклась фотографией, и в этом деле Николай среди них стал лидером. Описывается и любовь всей компании к стихам, у каждого были свои любимые поэты. Коля читал Маяковского, подражая ему: «Широко расставлял ноги, весь как-то вытягивался вверх, и читал, стараясь басить».
Читаем дальше: «Помнится – ненастная летняя ночь, время где-то час. Я уже засыпаю. Вдруг стук в окно. Включаю свет. За струйками воды, бежавшими по стеклу, счастливое улыбающееся лицо Коли. В новенькой с иголочки форме. Только что окончено училище – он офицер. Быстро собираюсь, и по раскисшей деревенской улице мы идём к нему домой. Коля приехал с женой. Стол уже накрыт, и до мутного рассвета мы вспоминаем 1971 год. Мы в восьмом классе. Именно в это время Коля и решает стать профессиональным военным. Вспоминаются встречи в начале семидесятых годов. Вся наша компания в армии. Разбросаны по Союзу от острова Кунашир до Москвы. Письма, письма, письма. Иногда встреча. Короткая, запоминающаяся. Я и Гена Копотилов служили в Москве, а Коля Аверьянов учился в Рязани. Коля едет на каникулы в деревню, в Москве находит Гену и вместе приезжают ко мне, в Медвежьи озёра. Какая радость! Неумелые наши уже мужские объятья. Разговор – с темы на тему, хочется поговорить обо всём. И после отъезда друзей – тоска. Сейчас я понимаю, что дружба помогала, согревала нас всех, и при внешней небрежности мы были внимательны и нежны друг к другу. Остались в памяти встречи с Колей, которые происходили в промежутки времени между афганскими периодами его жизни. Он находил меня в самых невероятных местах, вытаскивал с консультаций. Эти короткие в общем-то встречи были очень эмоциональны и насыщены. Вместе с Колей в нашу жизнь входил прокалённый солнцем, пыльный Афганистан. В рассказах Коли было всё: перестрелки, засады, бои. Будни и подвиг. Была жизнь настоящего мужчины. Афганистан стал частицей его жизни. Он проклинал его, но так же и не мог жить без этой страны, ставшей ему родной. Война не озлобила его. Он был такой же весёлый, добрый и мечтательный. Наша последняя встреча была короткой, но какое-то предчувствие не отпускало меня. Коля это тоже чувствовал. Всё было как всегда, мы радовались встрече, говорили, ели, пили, но… И сейчас у меня перед глазами его спина, когда он уходил в последний раз. Он ушёл, крепко пожав руку, ни разу не оглянувшись», – написал в своих воспоминаниях школьный товарищ.
9 апреля 1988 года в Афганистане недалеко от села Гаджой, старший лейтенант, начальник разведки парашютно-десантного батальона, Николай Николаевич Аверьянов погиб, подорвавшись на мине. Похоронен он на кладбище в городе Каунасе, посмертно награждён медалью «За отвагу».
15 февраля об этих парнях обязательно вспомнят их братья по оружию, которым тоже довелось пройти дороги Афганистана, а мы в ближайших номерах газеты расскажем известные факты из жизни и как погибли наши остальные земляки.