Медиакарта
17:25 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нам не помнить об этом нельзя

15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

В городском сквере воинской славы в четверг соберутся заводоуковские воины-интернационалисты. Вспомнят дни, проведённые «за речкой» и помянут ушедших в вечность боевых товарищей. Будет там и бигилинец Алексей Тарасов.

В школе больше всего ему нравилось машиноведение. В гараже или в машинно-тракторной мастерской у отца парень готов был пропадать сутками. На выпускном вместе с аттестатом зрелости Алексей получил и права механизатора. И когда председатель колхоза «Заря» Николай Робканов вручил ему ключи от новенького трактора, юноша был на седьмом небе от счастья. Жизнь складывалась так, как он мечтал: никуда уезжать из родной Бигилы не надо.

Но судьба уже готовила для него дальнюю дорогу в южную страну. Ещё в 16 лет, сразу после приписной комиссии, Алексея по линии ДОСААФ отправили учиться в Ялуторовск. Два месяца парашютной подготовки, три прыжка… С новостями про Афганистан, приносимыми газетами и телевидением, молодой человек эту подготовку никак не связывал: там ведь наши солдаты садят деревья и строят школы… По крайней мере, именно так тогда писали в прессе.

И вот в апреле 1986-го Алексея призвали в ВДВ. Фергана, отдельный учебный парашютно-десантный полк. Рядовой Тарасов стал наводчиком 122-миллиметровой гаубицы. Бойцов готовили хорошо: стрельбы на полигоне, тренировки в горах. А вот зачем их так муштруют, никто не объяснял.

После шести месяцев напряжённой учёбы молодых бойцов погрузили в самолёты. Но и тогда новоиспечённым десантникам никто не сообщил, что они летят в Афганистан. Да что там, у них даже автоматов не было! О том, что попали на войну, десантники узнали только после приземления на аэродроме в Кабуле.

В артдивизионе 56 гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады под городом Гардезом Алексей Тарасов прослужил почти полтора года. Их, артиллеристов, «длинную руку» части, по пустякам не дёргали. Главной задачей бригады было сопровождение армейских автоколонн. Кроме того, дивизион привлекали к участию в крупных операциях «Магистраль» (с целью прорыва многолетней военной и экономической блокады округа Хост) и «Барьер», когда 40-я армия пыталась перерезать пути снабжения душманов из Пакистана…

– Я этот Афганистан весь исколесил: Баграм, Мазари-Шариф, Ханабад, Панджшер, Логар, – вспоминает Алексей Тарасов. – Перевалы там такие высокие, что страшно становилось. «Урал» накренится, а там пропасть глубокая, а мы в кузове сидим, как петухи на жёрдочке… Это не говоря о том, что каждую минуту «духи» могут устроить засаду.

Местных жителей Алексей близко не видел. Палаточный городок артиллеристов стоял километрах в трёх от Гардеза. Никаких увольнений в город, конечно, не было, как и «самоволок» – вокруг лагеря сплошное минное поле. Не было и неуставных отношений, ставших в те годы актуальной армейской проблемой.

– Я полтора года автомат на плече носил, какая тут дедовщина! – говорит Алексей. – Если солдаты заняты учёбой или тем более войной, на всякие глупости времени и сил уже не остаётся.

Домой Алексей вернулся 21 мая 1988 года. Тогда уже о войне говорили открыто, поэтому десантник сразу получил статус участника боевых действий и положенные льготы. В Бигиле он был единственным воином-интернационалистом, его нередко приглашали выступать перед школьниками. А вскоре А. Тарасова догнала и медаль «За боевые заслуги». Военком торжественно вручил её герою на собрании трудового коллектива.

Но главной своей наградой наш земляк считает семью. Алексей с женой Мариной вырастили дочь Наталью и сына Александра. Дочка подарила родителям двух внучек. А пятнадцатилетний Саша ещё учится в школе, ходит в кадетский класс. Недавно ездил в Тюмень в областной центр допризывной подготовки «Аванпост», учился прыгать с парашютом. Глядишь, через несколько лет и он будет стоять в одном строю с отцом и его товарищами по десантному братству.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ Фото Ольги Мясниковой