Медиакарта
20:46 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нелёгкий путь длиною в 90

14:00 | 17 февраля 2018
Источник: Красная звезда

Живёт в Тюлешовом Бору  Антонида Максимовна Климова (на снимке), 19 февраля ей исполнится 90 лет. Почти век прожила она в этой красивой, старинной деревеньке, окружённой высокими увалами.

  Но столь длинный жизненный путь оказался непростым. «Вот, милая моя, -- с печалью в голосе делится она со мной. – И радости столько не было, сколько слёз, и прошла моя молодость в тяжёлой работе». И правда, жизнь у неё трудная была, много перенесла тревог и забот, как и все люди, которые  пережили военное лихолетье. Но у кого-то хотя бы личная жизнь сложилась, многим удалось найти свою любовь. Антонида Максимовна и этого счастья не испытала.

   Родилась она в многодетной семье. Всего у родителей было 11 детей, но выжили только 9, и потому Тоня оказалась самой младшей. Мама – местная, отец – из самоходов, его семья когда-то пришла в эти края из Белоруссии. Умер, когда младшей дочери было всего 7 лет. Тяжело умирал, переживал: как жена одна справится, ведь некому будет ни помочь, ни защитить семью. Жене, Матрёне Леонтьевне, пришлось несладко, но постепенно дети росли, старшие сыновья стали помогать, так потихоньку жили.

  В 1941-ом началась война. На тот момент Тоне уже исполнилось 14 лет. И настали ещё более трудные времена. Работали на износ и день, и ночь. Но не это главное: в каждом доме, в каждой семье кого-то провожали на фронт. Призвали и её братьев на защиту страны, а сестру – работать на ФЗО. Как последнего сына увезли, мать упала на пол без сознания, еле отходили водой. Да и Тоню хотели забрать, но бригадир колхоза заступился: сказал, молодая совсем ещё, и одна из лучших работниц.  Так она осталась матери в утешение, трудилась и в колхозе, и дома. Дров нарубит, сена накосит – и уже можно в деревне прожить. Из кобылятника пекла лепёшки, от них живот пух, но в основном пили молоко. «Жили коровой, -- рассказывает Антонида Максимовна. – А кто с коровой, у того не совсем всё было плохо». В целом, вдвоём не бедствовали, по сравнению с большими семьями. У Тони тогда у одной из первых в селе появились кожаные обутки, а другие девчонки в лаптях ходили.

   Вспоминает, как жала серпами на колхозных полях. Увозили за увалы (12 км от деревни), летом работники жили там неделями. «Пока всю согру не выкосим, домой не пускали, -- вспоминает она. -- На трудодни в конце года давали 10 килограммов зерна. Такая зарплата была».

   Ещё до окончания войны вернулся домой брат Василий, раненый в ногу. Похвалил сестру: всё, говорит, у тебя есть -- и молоко, и мясо, и яйца, и картошка. Отчётливо долгожительница помнит, как объявили землякам, что война кончилась. Приехал какой-то парень на лошади, и кричал эту радостную новость на всю деревню. Во всех домах заиграли гармошки, люди плакали: кто от счастья, а кто от горя – многие уже получили похоронки. Не могли успокоить и Матрёну Леонтьевну, ведь её сын Ефим погиб на фронте.

   А вот другой сын, Семён, 7 лет не видел семью: долго пришлось ему Родину защищать. По возвращении встретил у моста девушек, и спросил, увидев Тоню: «А ты кто такая? Такой не помню». А она ему говорит: «Я сестра твоя». Он бы и не подумал, ведь, когда уходил, та ещё девчонкой была.

   Долго Антонида Максимовна работала в колхозе, затем 20 лет -- техничкой в школе, потом снова в колхозе -- поваром.  В молодые годы дружила с парнем, появилась дочь Тамара. Его забрали в армию, 4 года его ждала, и он писал ей в письмах, что, как отслужит, заберёт их вместе с дочкой, но обещания не выполнил. Вернулся и уехал жить в город один. Со временем повстречала другого -- бросил беременной. Двух дочерей воспитывала одна. Успевала и на работе, и дома. Вязала на всю семью, держала большое хозяйство. Но старалась не унывать – любила петь и плясать вместе с подругами. Голос у неё от природы очень звонкий, да и в плясках была «первая на кругу». Знала много старинных, народных песен. Однажды даже из Сургута к ней приезжали люди – специально за фольклором, и она им пела эти песни, а те записывали.

   Дожила до такого почтенного рубежа из семьи Климовых не только Антонида Максимовна. Братья умерли в 85, 95, 97 и 98 лет. В добром здравии ещё одна сестра, ей 93 года, живёт в Приморском крае. А наша юбилярша так и прожила всю жизнь в своей родной деревеньке, много лет уже о ней заботится дочь Екатерина Викторовна. В последние годы здоровье долгожительницу совсем не радует – перестали видеть глаза. Но хорошо, что в этом возрасте есть  близкие, родные люди, которые не бросят, окажутся рядом в трудную минуту. Продолжили род А.М. Климовой 6 внуков, 8 правнуков и 1 праправнук. Её любят и уважают, а, значит, всё было не зря…

Фото автора

Автор: А. СТАРЦЕВА