Ежегодно Тюменское областное общественное детское движение «ЧИР» проводит заочный конкурс «Подрост». Его главная цель – привлечение школьников, студентов и руководителей школьных лесничеств к изучению лесных экосистем и практической природоохранной деятельности. Дети расширяют и углубляют знания методов защиты леса, основ лесной экологии, приобретают умения и навыки лесоводства, ухода и восстановления лесов. Всё это способствует экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Викуловское школьное лесничество «Росток», функционирующее на базе ВСОШ № 1, уже второй год подряд принимает участие в данном конкурсе. В этом году в область направили три работы, и все они заняли призовые места! Все исследования ребята проводили под руководством наставника О.С. Сергеевой.
Елизавета Артемьева – ученица 10 класса, занимается в «Ростке» уже три года, и лесоведение – её главное увлечение. Кроме этого, она – научный редактор газеты школьного лесничества «Росток», выпуски которой выходят каждый месяц. Участвовала в конкурсе она и в прошлом году. В этот раз на «Подрост» был отправлен её исследовательский проект «Апробация вегетативного и семенного размножения сосны сибирской в условиях Викуловского района Тюменской области».
-- Я апробировала различные способы размножения растений, -- делится Е. Артемьева. – Первый способ – вегетативный, то есть путём прививки сосны сибирской на сосну обыкновенную, второй способ – выращивание сосны сибирской из семенного материала. Прививки тоже проводила тремя разными способами: «в расщеп», «в приклад камбием на камбий», «в приклад сердцевиной на камбий». Затем сравнивала результаты. Вышло так, что из семенного материала взошло совсем немного – 9%, а от прививочного способа – 90%. Это исследование я отразила в своём проекте. Выращенные деревья мы будем высаживать через год, всего их 27.
Елизавета признаётся, что не ожидала победы в данном конкурсе, но в итоге заняла 1 место! Таким результатом очень довольна – не зря трудилась! В то же время -- это хороший стимул продолжать заниматься в выбранном направлении.
Вторая участница конкурса, ученица 11-го класса Ксения Павловская, провела другое исследование, и на основе полученных результатов тоже написала работу. Она называлась «Влияние совместного выращивания ели сибирской с культурными растениями в целях затенения на всхожесть, выживаемость, рост и развитие побегов ели в условиях учебно-опытного участка школы». Да, название длинное, как и само исследование. Учитель Оксана Сергеевна объяснила, в чём оно заключалось:
-- На протяжении четырёх лет мы пытаемся вырастить ель на учебно-опытном участке школы. Семян высаживаем много, но они плохо всходят, и летом обычно выгорают на солнце. В лесу же молодые побеги появляются, и растут под пологом деревьев. Наблюдая это, у нас возникла идея: на участке соединить выращивание ели сибирской с культурными растениями, таким образом, создав ей условия затенения. Мы посеяли ель, а возле неё – морковь, петрушку и укроп. Ведь главное – затенить всходы в первый год, а потом уже такой уход не потребуется. В итоге, мы и урожай овощей собрали, и саженцы сохранили! Всходы ели выжили лучше, чем в предыдущие годы. Так, на основе проведённого опыта и родился масштабный проект Ксении.
Работа К. Павловской заняла на конкурсе «Подрост» 2 место! Оба проекта школьниц направлены на решение проблемы лесовосстановления. Они занимались выращиванием посадочного материала, который потом использовался и ими, и лесниками для посадки леса в районе.
Третий проект подготовила сама Оксана Сергеевна. Она участвовала в номинации, отведённой специально для руководителей школьных лесничеств. Её работа называлась «Опыт организации лесовосстановительной деятельности», и она также вошла в тройку лучших, оказавшись на 2 месте!
О.С. Сергеева благодарит куратора школьного лесничества Александра Викторовича Строкина: без помощи этого специалиста Викуловского лесничества никаких побед бы не было. Он предоставил весь необходимый семенной материал, и помогал в организации поездок в лес.
В ближайшем будущем «Ростку» предстоит провести ещё немало опытов. Скоро намечается сбор шишек – пора закладывать посадочный материал на предпосевную обработку. И здесь опять понадобится помощь А.В. Строкина. Ну, а работа Е. Артемьевой, занявшая первое место, будет направлена на заочный этап Всероссийского конкурса «Подрост». Желаем победительнице удачи, а всем остальным юным натуралистам из «Ростка» -- такой же плодотворной работы и новых достижений!
На снимке: Е. Артемьева, О.С. Сергеева, К. Павловская
Фото Т. СУХОВОЙ