Медиакарта
8:13 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Зайцами» через полстраны

10:03 | 27 февраля 2018

Довелось мне проходить срочную службу в Дальневосточном Краснознаменном военном округе, в так называемом укрепрайоне.

Организовали эти заградотряды по всей советско-китайской границе после событий на Даманском острове. Бросили войска, так сказать, на усиление рубежей государства. В части мы оказались вместе с другом Сергеем Беликовым, с которым пять лет учились в одной группе в университете. Только он призывался из Тюмени, я - из Ялуторовска, а встретились уже в эшелоне, так в одном вагоне и ехали к месту назначения.

Год службы пролетел незаметно. И вот на одном из вечерних построений прозвучало это сладкое для всех срочников слово – демобилизация.

Домой из армии солдаты также возвращались эшелоном. Обычный пассажирский поезд, но самый медленный, поскольку останавливался на множестве станций, подбирая по дороге все новых и новых уволенных со службы солдат. Вспомнив, что год назад такой же состав тащил нас от Тюмени до Благовещенска дней восемь, повторить подвиг не хотелось. С Сергеем, кстати, мы опять оказались вместе, в первом же «дембельском» эшелоне. А пока раздумывали, где и как улизнуть из солдатского поезда и пересесть на самолет, состав дополз до Красноярска. Начальник эшелона, на удивление, выдал нам воинские требования, которые нужно было предъявить в кассу вокзала или аэропорта для получения проездного документа. Но желающих покинуть поезд оказалось так много, что кассиры быстро перестали выдавать бесплатные билеты, и путь продолжили лишь некоторые счастливчики.

Солдатский эшелон ушел, а нам с Серегой только и оставалось, как идти в военную комендатуру, на другой берег Енисея. Этот Коммунальный мост Красноярска мы с ним запомнили надолго, потому как шли и всю «дорогу» ждали, чтобы он скорее закончился. Вердикт коменданта был суров: догнать эшелон, который шел только до станции Тайга, на чем угодно, а там должны сформировать другой состав до столицы нашей Родины. Пришлось топать по мосту обратно.

На вокзале билетов, конечно же, никто нам не дал. Однако, прогуливаясь по перрону, заметили, пассажирский на Москву стоит, посадка давно закончена, проводника не видно. Зашли в плацкартный вагон, а в нём как будто для нас приготовлены - два свободных места. Устроились и поехали. Почти сутки все было спокойно, общались с соседями, никто внимания на нас не обращал. А перед Новосибирском у проводников места, видимо, запросили, вот они нас, безбилетников вычислили, высадили с поезда и отправили в комендатуру на вокзал. Шёл уже десятый час вечера, кого мы там найдём? Ходим вдоль состава, мерим платформу шагами. По громкоговорителю объявляют, что через пять минут отправление «нашего» скорого. И тут видим дверь другого вагона открыта, проводника нет. Махом влетаем на площадку, в коридоре никого. Быстро проходим вглубь плацкарта, пассажиры почти все спят или готовятся ко сну. В предпоследнем купе, как по заказу, два свободных места.

Дальнейшее путешествие можно назвать приятным, проводники приносили нам чай, ещё оставалось что-то из сухого пайка, выданного в части. Немного, правда, с Сергеем поудивлялись, что все в плацкарте нас почитают за москвичей.

Спустя время наше «московское» происхождение разъяснилось. Оказывается, в Новосибирске в вагон перед нами сели двое солдат с билетами до Москвы. Они тут же переоделись в «гражданку», спрятав в чемоданы армейские мундиры, и улеглись спать. А проводник, который определял их на места, ушел отдыхать. Сменщик знал, что двое солдат едут до конечной станции и полагал, что это мы и есть.

...Состав меж тем преодолевал мост через Тобол. Расписание движения пассажирского поезда, что висит возле купе проводников, мы не посмотрели, не хотелось лишний раз перед ними показываться. Рассуждаю, если не будет остановки в Ялуторовске, еду до Тюмени, оттуда уже проще до дома добраться. Но состав притормаживает, значит, стоянка. Прощаюсь с Сергеем, прихватываю чемоданчик и - на выход. Проводник в изумлении: «Вы куда, вам же до Москвы!». «Да передумал, - говорю, - у меня здесь девушка, познакомились по переписке, решил навестить».

Вот так и завершился наш железнодорожный тур без билетов и служба в армии, о которой остались достаточно благоприятные впечатления.

Автор: Анатолий МЯСНИКОВ