Медиакарта
15:49 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Первые переселенцы в Викуловском крае

14:00 | 03 марта 2018
Источник: Красная звезда

Какой бы век не числился, какой бы год не стоял в календаре – людям всегда было и будет интересно, откуда они родом. Вопрос изучения своей родословной, истоков семьи волнует практически всех. Корни каждой семьи и каждой фамилии уходят в далёкое прошлое, и в этом состоит вся сложность поиска. Отыскать, откуда же именно эти корни идут – задача непростая, важна любая зацепка, от которой можно было бы оттолкнуться.

   Что касается нашего района, то на просторах Интернета, если хорошо поискать, можно найти немало полезной информации о людях, переселившихся в Сибирь в 17-20 веках. Ещё выдающийся русский историк В.О. Ключевский когда-то писал: «…История Сибири -- это история колонизации, заселения русскими хлебопашцами бескрайних полей северной Азии выходцами из-за Урала». Так или иначе, но в разных исторических документах отмечены фамилии первопроходцев, расселившихся по новым территориям. И именно этих людей, на мой взгляд, можно считать старожилами нашего края.

  Несколько лет назад я занималась изучением истории моей семьи, читала метрические книги, посещала разные сайты по генеалогии. И тогда мне попался на глаза так называемый «Полный список фамилий», которые значатся в «Дозорной книге» 1701 года, «Ревизской сказке» 1747 года, «Ревизской сказке» 1762 года по Тарскому уезду (в его состав входила и территория современного Викуловского района). Я думаю, жителям района будет интересно, какие фамилии в них упоминаются, ведь они подчёркивают, кто в числе первых осваивал сибирские бескрайние просторы. Но здесь стоит отметить, что приведённая информация в данной статье – не научный доклад, она основана на любительском поиске.

   Самый ранний документ из всех вышеперечисленных – «Дозорная книга». В Интернет-источниках подробно рассказано о том, что это были за книги такие. Примерно так описывается содержание указанной книги: «В 1701 году в воеводстве проводилась перепись населения, так называемый «дозор», в результате которого было переписано всё русское население уезда (служилые и крестьяне), а также татары и бухарцы. «Дозорной книгой» 1701 года было учтено в Тарском уезде 3 слободы, два погоста, 43 русских и 47 татарских деревень. В первой половине 18 века в связи с созданием регулярной армии в разряд тяглого населения были включены и служилые люди по прибору. Сохранив своё название «слобода», уездные слободы превратились в обычные сёла и деревни. Однако все 4 слободы (Аёвская, Бергамакская, Викуловская, Такмыкская) в Тарском уезде просуществовали до конца 19 века, когда окончательно преобразовались в сёла. В начале 18 века в Тарский уезд были выселены по распоряжению правительства ямщики из внутренних губерний для беспрепятственного сообщения с Восточной Сибирью».

   Говоря о «Ревизских сказках», можно сказать следующее: это документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в 18 — 1-й половине 19 веков. Они проводились с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол не фигурировал. В настоящее время «Ревизские сказки» являются незаменимыми инструментами поиска, которые помогают исследователям родословных. Благодаря умению правильно пользоваться ревизскими списками в совокупности с другими документами, те, кто изучает историю своей династии, могут установить цепочки родства между поколениями.

   Так вот, список фамилий жителей, согласно вышеперечисленным документам, числящихся в Тарском уезде в начале 18 века, и наиболее распространённых в нашем районе на сегодняшний день, приведу дальше. Они указаны в единственном числе, сохранена орфография: Боровиков, Бояркин, Булатов, Быков, Васильев, Вдовин, Воробьёв, Вохмин, Гаврилов, Гончаров, Горбунов, Григорьев, Грязнов, Гурьев, Давыдов, Десятов, Елисеев, Еннин, Еремин, Ермаков, Жуков, Зорин, Зуев, Иванов, Казанцев, Калашников, Калинин, Каргаполов, Квашнин, Кирилов, Киселев, Клементьев, Клюкин, Князев, Ковалев, Кожевников, Козлов, Колмогоров, Колугин, Коновалов, Коржев, Коротаев, Костылев, Кочанов, Красноперов, Кузнецов, Кузьмин, Кулаков, Куликов, Лазарев, Лаптев, Лихачев, Логинов, Мазур, Макаров, Мамонтов, Марков, Мартынов, Матвеев, Медведев, Мельников, Морозов, Мурашов, Муромцов, Мясников, Назаров, Насонов, Немчинов, Нестеров, Неустроев, Никитин, Никифоров, Никулин, Новосёлов, Парыгин, Пахолков, Перминов, Полуянов, Смирнов, Снигирёв, Соколов, Сокольников, Соловьёв, Старцов, Суздальцев, Сысоев, Толстыгин, Третьяков, Уткин, Федоров, Федотов, Филимонов, Филиппов, Фомин, Хайдуков, Хомяков, Цыганов, Черданцов, Чернов, Шевелев, Шипицын, Шкунов, Шмаков, Шумков, Щербаков, Юрков и другие. Фамилий очень и очень много, всех не указать, но среди них явно прослеживаются как распространённые по всей России (образованные от имени), так и характерные преимущественно для нашего края.

   Нельзя утверждать, что эта информация верна на сто процентов, но из ниоткуда она бы тоже не взялась, значит, люди с такими фамилиями действительно обживали новые сибирские земли. Для кого-то это может быть зацепкой в поисках своих корней. Например, я  узнала, что мои предки по материнской линии (Квашнины, Пахолковы, Старцовы (ныне Старцевы, видимо, в связи с изменением окончаний в 20 веке, также как Черданцов-Черданцев) в 18 веке уже числились на территории уезда (то есть пришли в Сибирь порядка трёхсот лет назад). Не исключено, что они переселились, или на тот момент уже проживали на территории деревни Базаринской, расположенной по Сибирскому тракту по берегам реки Барсук. Или же носители этих трёх фамилий стали одними из её первых жителей – сказать точно нельзя. Но и в последующее время – 19, 20 век, судя по записям в метрических книгах, Квашнины, Старцевы, Пахолковы и ещё несколько фамилий составляли большинство населения этой деревни. В конце 19-го и начале 20-го в эту деревню и близлежащие населённые пункты начали активно подселяться выходцы из Центральной России, и население постепенно смешалось, появились новые фамилии.

   Не меньший интерес вызывает и другой документ. Это  исповедные листы Викуловской волости за 1801 год. В них приведены фамилии тех людей, которые исповедались в церкви. Здесь указаны, видимо, все существовавшие населённые пункты. Но, возможно, были и те люди, кто не исповедался. Однако те, кто сделали этот шаг, передали информацию о себе потомкам через века. Ниже  приведены фамилии религиозных жителей нескольких деревень. Цифра в скобках – либо количество человек с одинаковой фамилией, исповедавшихся в этот год, либо количество раз, сколько один и тот же гражданин исповедался. Но это не так важно, здесь главное – сами фамилии людей, проживающих в деревнях.

   В Викуловской волости исповедались Тарские ямщики (орфография сохранена): Медведевых, Берендевых (2), крестьяне Самсонов, Квашнин, Прокопьев, Артемьев, Нарыгин (2), Нарыгина, Зародов, Чингалаев, Чечуров (2), Кайгородов, Парыгин (2), Квашнин, Софонов, Загородных, Лаптев (2), Хмелева, Зайцов, Бояркин, Роспопин (2), Ермолаев (3), Татариновых, Шамонин, Гагарин (2), Шумилов (3), Гордеев, Глазунов, Рябов, Кадошников, Жуков (3), Коряков, Шувасов, Бабинских, Копин (2), Чистяков, Созонов (2).

   В деревне Ачимовой исповедались три ямщика Полеваева, женщина Полеваева, два ямщика Быков и Наумов, а также крестьяне Лобановы (4), Ачимов (5), Черепанов (3), Крючков (2), Рогалев, Оплетаев (3), Туманов, Заборских, Калинин, Харчин, Бояркин, Дроздов, Гаркунов, Заворуев. В деревне Озерной исповедался ямщик Первоушин, а также крестьяне: Черепанов, Симонов, Квашнин (10), Квашнина, Гилев, Усов (4), Заворуев (2), Бабушкин, Чебоксаров, Тельнов, Тельнова, Медведев, Уржумов. В Базаринской – Старцов (6), Беляков (4), Калинин, Дроздов, Квашнин, Бубенщиков, Пахолков (4), Уржумов (3), Нарыгин. В Бородиной отмечены крестьяне: Тропин (6), Кононов, Чирков, Безродных, Загородных (2), Сартаков (2), Квашнин. В деревне Крутой исповедались только Квашнины. В Волгиной – Коровин, Нарыгин, Брюханов, Лушников, Казанцов, Уржумов (2), Старцов. В Коточигах исповедался ямщик Немиров и крестьяне Жуков (2), Волынкин, Волынкина, Бубенщиков, Калинин, Тараданов (4), Квашнин (2), Бабушкин, Черданцов, Бачанов, Хмелев. В деревне Волынкиной исповедались Плясовских (6), Толстых, Молодых (5), Полуянов (2).В деревне Мельниковой – Мосеевских (3), Пайвин, Лаптев, Бояркин, Унжаков, Шипицын (3). В деревне Юшковой то же самое сделали Першуков (2), Пономарев (6), Долгушин, Знаменщиков, Шипицыных. В деревне Сартамской исповедались Долгушин, Попов, Волынкин (4), Федосеевых, Лаптевых, Клюсов, Лаптев (6), Маклаков, Молодых, Богатырев (2), Медведев, Савин, Кожевников, Снигирев. И так – по каждому населённому пункту.

   Интересны ранние написания старинных фамилий: Щипачёв (ныне Шипачёв), Плясовских (Плесовских) и другие. Заметно, что фамилии во многих сёлах повторяющиеся, значит, эти люди имели общего предка. Опять же, люди с перечисленными фамилиями вполне могут считать себя старожилами нашего края. Ведь их далёкие предки в начале 19 века уже были полноправными жителями Сибири, и это  за 60 лет до отмены крепостного права! После отмены крепостного права метрические книги пополнились сотнями новых фамилий! Привлекать переселенцев в Сибирь правительству царской России было необходимо, чтобы они возделывали новые земли, развивали присоединённые территории. Вот и не закрепощали людей, поселившихся там, как было в центральных губерниях. Переселенцы ехали в Сибирь за свободой и землёй, позже в существующие населённые пункты селились беглые и ссыльные. Оттого так быстро и заселили наши края. «Сибирский мужик был трудолюбив и жил гораздо зажиточнее крестьянина из «Расеи» -- с этим фактом согласились бы люди, жившие в то время. Семьи росли, и от одной ячейки впоследствии отделялись дети – ещё несколько ячеек с такой же фамилией.

   Сказать, к каким сословиям принадлежали все вышеперечисленные фамилии (крестьяне, ямщики, священники и т.д.), нельзя, так как указаны они не везде. Например, где-то подписано, что ямщик или крестьянин, где-то нет. Но есть ещё много документов, проливающих свет на эту тему. Если их изучать, можно много чего ещё найти! Все документы хранят достоверные факты о миллионах подданных Московского царства и граждан Российской империи. Любая выписка из них – настоящий кладезь информации для тех, кто хочет восстановить утерянную с годами историю своей семьи. В то время всех переселенцев стремились регистрировать, даже таких, которые добрались на новое место жительства "самотёком" и до этого никогда фамилии не имели, уж не говоря о таких, которые переселялись официально. Но здесь уже нужно работать конкретно с архивными источниками.

                                                                                                           

Автор: А. НАУМОВА