Девятнадцатый раз проходил в посёлке Голышманово муниципальный конкурс профессионального мастерства среди работников сферы образования. За эти годы в нём поучаствовали свыше 300 человек.
– Радует, что конкурс меняется, идёт в ногу со временем: добавляются новшества, расширяются границы, – отметил глава района Александр Желтоухов. – Если раньше были задействованы только учителя, то последние несколько лет вовлечены воспитатели, классные руководители и педагоги допобразования. Конкурс способствует объединению педагогического сообщества и даёт участникам импульс для дальнейшего роста в профессии.
На протяжении недели за высокое звание боролись 24 профессионала. Они представляли свой опыт работы, проводили открытые уроки и внеурочные занятия, давали мастер-классы. По словам начальника отдела образования, председателя жюри Галины Павловой, в этом году большую активность проявили молодые специалисты с трудовым стажем от года до десяти лет. Конкурсные задания показали, насколько педагоги талантливы.
Надежда Гаврилова из Малышенской школы в качестве учителя уже добивалась успеха на этом конкурсе. Нынче вновь решила испытать себя на профессиональную прочность, но уже как классный руководитель.
– Первый раз было очень сложно: не знала конкурсных правил, сильно переживала, – рассказывает Надежда Александровна. – Теперь мне всё знакомо, поэтому чувствовала себя гораздо увереннее. Представляла технологию проектной деятельности – одну из самых актуальных сегодня.
Заведующая психолого-медико-педагогической службой Светлана Иванова «жюрила» классных руководителей. На конкурс их заявлялось четверо. По её словам, участники были удивительно разнообразны, но всех объединяло творчество, море положительных эмоций и высокий уровень личностного развития, что в педагогике особенно важно.
– Конкурсанты делали упор на патриотизм, на воспитание женственности и мужественности, на пропаганду семейных ценностей и развитие чувства гражданственности, – рассказала Светлана Анатольевна. – Демонстрировали проектную деятельность, раскрывали важные темы, например, безопасность на железной дороге. А самое главное, чувствовался большой интерес к работе с детьми.
Третий год Ирина Казанцева работает в Голышмановской школе искусств имени Леонида Шарохи преподавателем по классу изобразительного искусства. Специалист она молодой, перспективный, активно участвует во всевозможных мероприятиях. Впервые вышла на районный конкурс «Педагог года».
– Мы, в отличие от остальных учреждений допобразования, занимаемся подготовкой детей к поступлению в учреждения сферы культуры, – подчеркнула Ирина Валерьевна. – Защищала предпрофессиональную образовательную программу «Живопись», заостряя внимание на её академизме. Показывала открытый урок по предмету «Рисунок», рассматривали тему конструктивного построения предмета. Мои воспитанники справились на сто процентов. От конкурса я в восторге! Особенно мне понравилась школа успеха, в которой мы учились во второй половине дня. В этом году она была направлена не на развитие профессиональных качеств, а на личностный рост педагогов. Посмотрели спектакль «Поговорим? Поговорим!», который поставили ребята из театральной студии «Зазеркалье». От души порадовалась их актёрским талантам. Представители школы № 4 провели для нас квест-игру на знание родного края. Словно в детей превратились, бегали и выполняли задания, отличная получилась перезагрузка. Во время экскурсии по агропедколледжу побывали в музее и примерили на себя различные рабочие профессии. Ездили в Дом художника в деревню Быструю, участвую там в художественных выставках и была не раз, но в компании коллег всё воспринималось по-новому. Малышенцы показали обряд встречи весны. В районном краеведческом музее посмотрели выставку «Поэзия вышивки прошлого». Учителя школы № 1 продемонстрировали калейдоскоп доступных увлечений. Конкурс не обходится без переживаний и волнений, мне помогала справляться с эмоциями поддержка нашего дружного коллектива, воспитанников и моих близких. Правда, до сих пор не могу расслабиться, вздохну спокойно, когда в руках буду держать статуэтку Пеликана. Ставила перед собой большую цель – я же защищаю честь родной для меня школы искусств.
Не первый год Наталья Цепилова в жюри конкурса. По её мнению, труднее всего судить педагогов дополнительного образования. Допустим, у преподавателя ИЗО и спортивного тренера слишком разные подходы в обучении – нет единых критериев оценивания.
– Восхищает тяга к работе молодых педагогов, как много они умеют и с каким интересом дети слушают их, – подчеркнула Наталья Владимировна. – Меня приятно удивили содержательные авторские программы педагогов допобразования молодёжного центра. Например, Ирина Ражева на областном конкурсе учебных программ заняла первое место – это высокая оценка труда молодого педагога. Все участники прекрасно ориентировались в образовательных программах и аргументированно отвечали на каверзные вопросы членов жюри. Понравилась сплочённость коллективов, которые активно болели за своих коллег-конкурсантов. Победителем стала преподаватель школы искусств Ирина Казанцева.
В самой многочисленной учительской группе состязались в профмастерстве девять участников. Умело применяли инновационные технологии, причём, проверенные на практике. Все возможные награды завоевала учитель истории и обществознания школы № 2 Татьяна Василюк. От членов жюри она получила диплом победителя, а от студенческого и ученического жюри – признание. Она обучает детей пять лет.
– Просто выполняла свою работу, наград не ждала, поэтому всё ещё не могу осознать своей победы, – сказала Татьяна Георгиевна. – Представляла опыт по формированию совместной деятельности учащихся. На уроке показала элементы работы в парах и группах, коллективные способы обучения и демонстрацию – без этого приёма на уроках истории вообще никуда. Изучали с семиклассниками великие географические открытия, использовала метод «зигзаг». Разделила детей на четыре группы, в каждой выбрали экспертов. Их задача – за определённое время научить свою группу и по сигналу перейти в другую. Предварительно посмотрели видеоролик, чтобы ребята могли ощутить себя в той эпохе, тогда легче воспринимается учебный материал. Мастер-классы посвятила актуальной сегодня теме «Выборы». Для меня конкурс – это подведение итогов, обмен опытом, новые знакомства, и, конечно, праздник.
Победителем среди воспитателей стала Ирина Соковнина из детского сада № 5 «Родничок». Её трудовой стаж – девять лет. По первому образованию – учитель географии и экологии, по второму – воспитатель. В 2003 году окончила Ишимский педагогический институт, а в 2014-м – Голышмановский агропедколледж. На конкурсе И.В. Соковнина защищала свою тему самообразования по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием в работе интерактивных методов. Работала с детьми подготовительной группы. На занятии провела квест-игру о родном крае. На мастер-классе изготавливали альбом в технике скрапбукинг – «Голышманово: вчера, сегодня, завтра». Быстро наладила контакт с детьми в «чужом» детском саду, что говорит о её профессионализме.
Классным руководителем года признана учитель начальных классов школы № 2 Татьяна Саранина. Она не пожалела, что рискнула впервые выйти на конкурс, работая в школе с 2000 года – приобрела уверенность в себе.
Победителям конкурса вручили дипломы, наградные ленты, статуэтки Пеликана и денежные сертификаты. Вдвойне ценными были искренние поздравления от коллег и близких.
Вторыми стали учитель начальных классов школы № 1 Наталья Кашина, воспитатель детского сада № 3 «Вишенка» Юлия Винокурова, классный руководитель Надежда Гаврилова из Малышенской школы и педагог допобразования молодёжного центра Ирина Ражева. Третье место в конкурсе заняли учитель начальных классов Гладиловской школы Ольга Спиртова, воспитатель детского сада №2 «Зёрнышко» Татьяна Сологуб, классный руководитель Людмила Кутырёва из Медведевской школы и педагог дополнительного образования Голышмановского молодёжного центра Наталья Варго. Номинацию «Призвание» студенты и ученики также отдали воспитателю детского сада №4 «Ёлочка» Татьяне Киселёвой, учителю английского языка школы №1 Анастасии Васюхневич и педагогу дополнительного образования Ирине Ражевой.
Как писал русский поэт Роберт Рождественский: «Учителем надо будет родиться и только после этого – стать! Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле!» Как раз это и доказывали голышмановские педагоги на очередном конкурсе профмастерства.
Фото Олеси ЗАЗУЛИНОЙ