Медиакарта
11:48 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Вся её жизнь прошла в труде...»

На прошлой неделе довелось побывать в гостях у долгожительницы нашего села Екатерины Павловны Бетехтиной. Уже судя по фамилии можно сказать, что она уроженка нездешних мест. Выяснилось, что в Армизон на постоянное место жительства к старшей дочери моя героиня переехала десять лет назад из Голышманово, где, оказывается, мы даже когда-то были соседями, живя на одной улице. Так совпало, что своё 90-летие она отметит в день выборов Президента России 18 марта…

Слушая историю жизни моей героини, удивлялась - через какие испытания ей пришлось пройти, и при этом не растерять человеческие качества, остаться чуткой, доброй, понимающей и сострадающей…

Родом она из маленькой деревеньки Дранково. В семье Бетехтиных было четверо детей - три девчонки и мальчик. Из сестёр Катя – «середнячок»… Ей исполнилось пять лет, когда не стало мамы – простудившись на работе, женщина заболела. Врачи ничего не могли сделать, и вскоре она умерла. Трудно пришлось их отцу, который долгое время один воспитывал ребятишек и трудился в колхозе, а также держал и домашнее хозяйство. Два года с ними жила бабушка по линии матери, а через несколько лет Павел Иванович сошёлся с женщиной, которая и помогала поднимать дочерей и сына. В воспитании младших принимал участие и дедушка…
- Раз держали хозяйство – нам пришлось рано повзрослеть и большую часть домашних забот взять на себя, - рассказывала собеседница. - В 10 лет я умела доить корову, ведь не будет же к нам постоянно кто-то приходить и делать всё за нас. Каждую весну огород лопатами перекапывали, сами сажали картошку и разную мелочь. К тому же, школьников всегда привлекали к работам на зерноскладе, на прополке сорняков на полях.
- Осот руками рвали, - продолжает Екатерина Павловна. – Рукавичку надевали, а если не было - тряпкой обматывали, чтобы не пораниться. Соберёмся с девчонками и идём…
- Сколько классов закончили?
- Всего четыре. Мне с этим меньше всех повезло. А чтобы дальше учиться, надо было за семь километров ходить в школу… Ничего другого не оставалось, как идти работать в колхоз. Трудилась там, куда направляли…
Когда началась война с фашистской Германией, главу семейства Павла Ивановича призвали на фронт – дети остались один на один с неизвестностью, ведь никто не мог сказать – вернётся отец или нет. Им повезло – вернулся, пусть израненный, без ноги. Для него война закончилась... Вскоре старшая дочь Фрося вышла замуж и уехала в Омск, а потом и забрала к себе младшую сестру Машу, которая постоянно болела...
Если до войны с хлебом и едой не было проблем, то потом это испытали все. В ход шёл подножный корм – медунки, крапива, саранки, а также кобылятник - из него пекли лепёшки, которые невозможно прожевать, а также использовали отруби. Когда хватало картошки, то дети по очереди натирали её, процеживали. Густая часть добавлялась в квашню, а из оставшейся делали крахмал, из которого варили кисели. Бывали времена, когда и картошки не было, что уж говорить про хлеб, так ребятишки остатки мёрзлой собирали на колхозных полях, чтобы потом испечь лепёшки… Разве можно забыть чувство голода… Екатерина Павловна вспоминает, как, работая плужником, останавливалась, чтобы сбегать в лес, нарвать саранок или ещё какой-нибудь съедобной травы… А нередко вместе с отцом ходили в лес за ягодами, для этого переплывали на лодке речку и дальше шли пешком. Приходилось рано вставать, чтобы успеть вернуться назад до работы …
- С братом Сашей заготавливали лес и возили на быках, - вспоминает старая женщина. - В один из зимних дней отправились с ним за дровами... Нагрузили полную повозку, и только собрались ехать в обратный путь, как наш упрямец, (имею в виду быка) лёг в снег и ни в какую не встаёт. Ох, и помаялись! Брат по нему и бегал (он тогда маленький да щупленький был), даже иголкой пробовал колоть – всё бесполезно. Пока не вылежался – никуда не пошёл, зато потом безо всяких понуканий топал. Подобные казусы происходили и во время боронования. Борозду пройдёшь нормально, а как только начинаешь другую - солнце поднимается высоко, начинает припекать, и тут бык встаёт, как вкопанный, а потом, что есть силы рвёт в лес, чтобы укрыться в тени деревьев. И ничего с ним сделать не можешь, пока сам не соизволит вернуться к работе. Один раз возили на корм скоту солому, так бык, не дойдя до базы, встал с возом и дальше, хоть реви. Приходилось груз потом вилами перетаскивать…
В пятнадцатилетнем возрасте Катю с такими же девчонками, как она, отправляли на лесозаготовки в сопровождении одного взрослого мужчины, способного нести за них ответственность, обучать – как правильно пилить, валить деревья…
- Как-то приехали одни, так нас обратно вернули, - рассказывает Екатерина Павловна. – Кому охото за несовершеннолетних отвечать. Потом дали нам какого-то деда - и снова в путь-дорогу… На работу ходили пешком, наматывая по несколько километров по сугробам. Шли по железке, чтобы не заплутать, да и короче было. Сосны стояли такие - вдвоём не обхватить, из-за них друг друга не видели… Уже после войны определяли меня в доярки, да ничего не вышло, не успевала подоить 25 коров, мне помогали другие женщины. Хватило меня только на месяц. После чего трудилась там, куда пошлют. Разве мало работы в колхозе?
Моя героиня вышла замуж в 24 года, по тем временам был «солидный возраст».
- После войны в деревне мужчин-то совсем не осталось, - поясняет собеседница. – Были без рук, без ног - и те семейные.
- А где познакомились с будущим супругом?
- Фёдор - из Омска, туда же он вернулся после фронта и дальнейшей армейской службы. Он, как и я, рано остался без родителей, поэтому приехал к дяде, который жил в Свистухе. Там и встретились.
- Долго дружили?
- Какое там?! После сватовства сразу перевёз к себе. Прожив пять лет и родив двух дочерей, переехали в Голышманово, где сами поставили дом. Муж шоферил, а я какое-то время была без работы, потому как девчонок не с кем было оставить. Детский сад один, и тот для райкомовских работников. Держали хозяйство, большой огород разработали под картошку, часть разбили под сад. Тогда в магазинах трудно было купить детскую одежду, поэтому сама обшивала дочек, благо имелась машинка, а ещё мастерила игрушки, шила кукол тряпичных.
После того, как девчонки пошли в школу, Екатерина Павловна устроилась рабочей в лесхоз. Там гнали стружку, которую потом утрамбовывали в 80-килограммовые тюки, грузили в вагоны и отправляли к месту назначения. Стружка применялась для упаковки бьющейся тары. Это сейчас всё больше пластик, а тогда - стекло (если помните, ящики с банками сока). К тому же, в лесхозе делались разнообразные изделия из дерева. Женщина много и успешно трудилась, была только в передовиках, всегда очень ответственно относилась к своим обязанностям. Везде успевала, при том, что на ней держался дом, хозяйство и дети, ведь муж часто уезжал в командировки – то на Алтай хлеб убирать, то лес возил на север, то ещё куда-нибудь. Но как только семья собиралась в полном составе, они старались больше времени проводить вместе, любили читать, ходить в кинотеатр… После выхода на пенсию моя героиня ещё в течение десяти лет трудилась в лесхозе, но уже в качестве уборщицы… Как сама признаётся, могла бы и дальше работать, но пришлось лечь на операцию…
- Какой она была мамой? – спросила дочь - Людмилу Фёдоровну.
- В ней всё сочеталось – доброта, справедливость, нежность. Большой строгости не ощущала, разве что требовательность. Да мы и особых хлопот не доставляли - были послушными, нас с детства родители приучали к труду, аккуратности, самостоятельности, ответственности. Собственно, для этого не надо прилагать усилий, ведь они своим примером показывали – как надо жить, относиться к людям… Когда приезжали домой, то первым делом шли в огород или сад - если не полоть сорняки, то собирать ягоды. У мамы там всегда царили чистота и порядок, как и в доме. Она вообще не может без дела сидеть. Вся её жизнь прошла в труде, по-другому она не умела, да и не хотела. Мама и сейчас готова помочь ту же посуду помыть, лишь бы чем-то себя занять. Любит читать газеты, журналы, смотреть телевизор, особенно интересуется политикой страны. Она уже подготовилась к выборам, определилась - кому отдать свой голос.
Выяснилось также, что Екатерина Павловна всю сознательную жизнь вяжет, в основном - пуховые изделия. Для этого они даже коз разводили, вечерами теребили пух, выбирая из него ось. Она только год как не занимается любимым делом – силы уже не те, да и здоровье подводит…
Несмотря на все выпавшие трудности, Екатерина Павловна прошла долгий и достойный жизненный путь. За свой многолетний и добросовестный труд имеет награды: несколько знаков «Победитель социалистического соревнования», медали «За трудовое отличие», а также «Ветеран труда»… Родные гордятся такой прекрасной мамой, бабушкой и прабабушкой.

Автор: Лариса ЛАПУХИНА