Медиакарта
21:02 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дети – серьёзная тема

09:08 | 09 марта 2018

До начала встречи со студентами Ишимского педагогического института уполномоченный по правам ребёнка в Тюменской области Андрей Степанов признался журналистам, что хотел бы пообщаться с будущими учителями в формате живой беседы

Для большего кругозора
Его визиты непосредственно в муниципальные территории имеют несколько целей. Одна из них – правовое просвещение учащихся школ и родительской общественности. В поле пристального внимания – и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних.
– И очень важно, – считает Андрей Эдуардович, – налаживать контакт со студентами. Они будут нести знания и понимание прав детей в образовательный процесс, в обычную жизнь. Для нового поколения педагогов, нового поколения управленцев необходимо осознание того, что ребёнок является и объектом защиты, и носителем прав.
Основные задачи обеспечения и гарантий интересов закреплены Законом Тюменской области о защите прав ребёнка. Но их исполнение находится в ведении 19 ведомств, поэтому и нужна должность уполномоченного – организующего центра по соблюдению законодательства, устранению межведомственных барьеров.
О правах
и обязанностях
Андрей Степанов по-настоящему увлёк студентов размышлением на тему: что такое права ребёнка, где кончаются они и начинаются обязанности? Думается, изложение этой беседы станет полезным для любого из нас – взрослого с любой социальной ролью.
– Все знают о Конвенции о правах ребёнка, но не многие её читали, – говорит Андрей Эдуардович. – Активно работаю с обращениями детей, родителей, родственников, соседей. И вот житейский в какой-то степени, но не стандартный пример. Девочка Ариша, ей 12 лет, учится в шестом классе. Мама запретила ей общаться с подружкой. И какая же реакция? Попробуйте представить, что сделала Ариша? Она написала письмо Президенту России о том, что прочитала Конвенцию и считает: родители не имеют права запрещать ей это общение. Девочка не устраивала акций непослушания, просто заявила о своих правах: на выбор друзей, интересы, собственное мнение, личную переписку. По её мнению, родители часто их нарушают и этим унижают её человеческое достоинство. «Хочу правосудия. Со своими проблемами разберусь сама», – так заканчивает письмо к Президенту Ариша. Как видим, – делает акцент Андрей Степанов, – логика действий современных детей отличается от логики предыдущих поколений.
Омбудсмен впоследствии познакомился с этой вполне благополучной семьёй. Конечно, мать и дочь уже примирились, но правильный вопрос ребёнка с философским звучанием: где кончаются права детей, данные им от рождения, и где начинаются права родителей, законных представителей, этими правами управлять, – актуален для всех. Андрей Степанов приводит другой пример из практики, уже другой тональности. Мама – носитель синдрома иммунодефицита, пошла на принцип, утверждая, что такого заболевания нет и она может кормить рождённого ею здорового ребёнка. После заражения – дальнейший протест мамы, как законного представителя, по поводу лечения. Результат действий страшный – смерть девочки. И кто виноват, что не реализовано самое святое право – на жизнь?
Омбудсмен приводит ещё реальные примеры, в которых просматривается тонкая грань между ответственностью и нарушением прав детей, затем озвучивает удивившее его самого, как родителя, как учителя, высказывание: «Наши дети – это не наши дети. Это воззвание жизни к самой себе, мы лишь тот пункт, по которому они приходят в наш мир, у них своё предназначение, и мы не вправе требовать от них исполнения наших несбывшихся мечтаний».
– Множество вопросов возникло, – комментирует Андрей Эдуардович, – как это не мои дети? Как это я не могу ими управлять? Сколько раз и вы, наверное, наблюдали, как мама настаивает: «Я не окончила музыкальную школу, ты окончишь», ребёнок рыдает, но идёт. А мама ещё и убеждена: вырастет, скажет спасибо. Но это же и родительская обязанность – дать развитие. Очень серьёзная тема, и таких много.
Анализ обращений к уполномоченному по правам ребёнка в Тюменской области показывает: около 60 процентов из них – по поводу жилья (сгорел дом, не смогли выплатить ипотеку), второе – разводы родителей, где всегда самая страдающая сторона – дети. «Для них мир неделим, и вдруг он рушится, – говорит Андрей Эдуардович. – При разводах в судебном порядке должны быть решены вопросы: с кем будет жить ребёнок, на какие деньги, каков будет порядок общения с близкими родственниками?»
Все начала –
в Конвенции
– Права ребёнка и права человека отражают основные потребности, устанавливают базовые стандарты, без которых люди не могут жить, сохраняя человеческое достоинство. Все в равной мере наделены неотъемлемыми неделимыми и взаимозависимыми правами. Где кончаются мои права? Там, где начинаются права другого человека. Это надо учитывать. И это важно во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, – подчёркивает Андрей Степанов.
Начала заложены в Конвенции о правах ребёнка. В ней три главных направления: защита, гарантирующая безопасность и охватывающая конкретные вопросы жизни; обеспечение, охватывающее основные потребности (образование, медицина) и участие в жизни общества, признающее развивающую способность детей принимать решения. «И особо выделена первостепенная важность, роль авторитета и ответственности семьи, – говорит Андрей Степанов. – Вчитаемся в первую статью Конвенции: «Каждый человек до 18 лет является ребёнком». Только с этого возраста он может полностью себя контролировать, отвечать за поступки, обеспечивать в повседневной жизни. Но у каждого изначально есть права на имя, на семью, право знать родителей и жить с ними, на заботу и воспитание с их стороны, на всестороннее развитие, гражданство, имущество, которое ему на правах собственности может принадлежать. Ребёнок вправе выражать своё мнение в семье при решении любого вопроса, касающегося его законных интересов».
Андрей Степанов назовёт два фундаментальных отличия. Одна из статей Конвенции гласит: ребёнок имеет право на игры, отдых и досуг, другая дополняет – и на семью, как естественную среду развития. На территории области осталось всего два из 26 детских домов, в с. Борки и г. Тобольске действуют центры содействия устройству детей в семьи и Дом малютки, где находятся детки-отказники или помещённые временно из-за трудной жизненной ситуации мамы.
– Службами опеки из семьи не забран ни один ребёнок. Таких случаев нет с 2012 года, – подчёркивает Андрей Эдуардович. – Есть службы экстренного реагирования, которые по информации выезжают с психологом в семью, детей изымают в социальный центр, где им оказывают всестороннюю помощь. Родителям достаточно привести себя и жильё в порядок, и они могут малышей забрать.
Поступили и так желаемые Андреем Степановым вопросы от аудитории. Они касались ювенальной юстиции, сравнения прав для юношества – на образование, на вождение автомобилем, воинскую обязанность – в России и в других странах. Ответ Степанова на один вопрос приведу полностью: «Школа категорически не имеет права вводить обязательные платные образовательные услуги, они могут быть только на добровольной основе. Никакие принудительные сборы на ремонты, на покупку предметов нелегитимны».
По мнению омбудсмена, в Тюменской области соблюдаются все стандарты по правам детей: на образование, здоровье, семью. И уровень социальных гарантий в России в целом несравненно выше, чем в ряде государств. «И, прежде чем делать поспешные однобокие выводы, нужно читать, просвещаться, иметь широкий кругозор в этом направлении», – пожелал студентам Андрей Степанов.
Страницу подготовила
Людмила Марикова.
Фото Василия Баранова.

Автор: Людмила Марикова.