Медиакарта
9:26 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О женщине, прожившей целый век...

В гостиной нас встретила седовласая старушка. Строгое тёмно-синее платье в полоску с белыми воротничком и манжетами, горделивая осанка, высоко поднятая голова, прямой взгляд, ухоженные руки – весь её облик пронизан аристократизмом. Это Гертруда Казимировна Матвиевская из деревни Никольск Евсинского поселения. Сложно поверить, что 21 марта этой элегантной пожилой даме исполнится СТО лет.

Из дворянского рода

Казимир Антонович – папа Гертруды – выходец из знатного дворянского рода Будревичей. Одна из богатейших семей Польши, владели землями и замками. Её мама, Александрина Михайловна, тоже из дворянского сословия, но обедневшего. Между ними случилась любовь, да такая крепкая, что Казимир пошёл против воли родителей и без их благословения женился на девушке не своего круга. За такую провинность разгневанный отец лишил пылко влюблённого сына наследства и сослал на Северный Кавказ. Молодая жена последовала за своим суженым. Поселились они на станции Кущёвке, примерно в 80 километрах от Ростова-на-Дону. Глава семьи стал зарабатывать на жизнь, ремонтируя железнодорожные пути. У Казимира с Александриной народилось восемь детишек, Гертруда была младшенькой любимой дочкой.

«Отправь к Кларе Цеткин!»

– Когда мне было три годика, в 1921 году умер папин брат, мои родители забрали его десятерых ребятишек, – вспоминает Г.К. Матвиевская. – Наша двухкомнатная квартира вмещала восемнадцать детей. Для папы были важны семейные ценности, а мама серьёзно увлекалась политикой. Она даже дома проводила тайные собрания, перево­зила запрещённую революционную литературу в своих длинных густых косах. Однажды мама поведала об этом ксёндзу на исповеди. Тот обратился к папе: «Казимир, сделай так, чтобы твоя жена занималась семьёй, а не революционной деятельностью. А не откажется – отправь к Кларе Цеткин». Папа не поддерживал мамины убеждения и не раз пытался пресечь её политическую активность. У него ничего не вышло – она отличалась сильным волевым характером. Я пошла в маму – с малых лет энергичная и упорная.

Отец был строгих правил

Детство у Гертруды было коротеньким: рано пришлось уехать из дома в интернат. Успешно окончила десятилетку.

– Папа у нас был строгих правил, сам он – железнодорожник с полувековым стажем, – с гордостью заявила Гертруда Казимировна. – Всем сыновьям дал хорошее образование, они были машинистами паровозов. Дочерей воспитывал как знатных особ, которым не полагалось трудиться. Три моих сестры вообще никогда не работали, зятья – офицеры. С позволения папы я поступила в вуз – и не какой-нибудь, а единственный в Советском Союзе коммунистический политико-просветительский институт, в Ленинграде. Учиться очень нравилось, преподаватели меня любили за усердие и весёлый нрав.

Окончила учебное заведение Гертруда в 1941 году. Накануне блокады города один из профессоров института помог ей эвакуироваться из уже осаждаемого Ленинграда. Так она оказалась в Восточной Сибири, в Республике Бурятии.

На войне работай вдвойне

Во время Великой Отечественной войны молодая Гертруда была библиотекарем и активно занималась просветительской работой, руководила партийным кабинетом. Часто выезжала в служебные командировки по кочевым стойбищам, читала малообразованным бурятам лекции и организовывала ликбезы. Гертруда Матвиевская была награждена медалью «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны». Я пробовала расспросить пожилую женщину о том периоде жизни подробнее, но тщетно. Она говорила лишь о работе. Её память, словно ластиком, стёрла все тяготы военных лет и горечь утрат.

– Она пережила слишком много потерь, – пояснила Валентина Осинцева, старшая дочь Гертруды Казимировны. – Её брат Антон был директором завода в Ейске Краснодарского края. В 1937 году его арестовали – фамилию Будревич принимали за еврейскую. Я видела архивные документы, где указано, что вместе с другими арестантами Антона погрузили в эшелон и отправили на Дальний Восток. По пути они замёрзли насмерть, и их зарыли в огромную траншею прямо у дороги возле Хабаровска. Ещё одного брата Иосифа, который был в партизанском отряде, сожгли в паровозной топке – свои же предали. Любимый мужчина Константин Жизневский сгорел в танке в ходе боя. Многие сокурсники тоже воевали и погибли. Конечно, ей не хочется вспоминать те страшные события.

Строить культуру

В послевоенное время Гертруда с энтузиазмом продолжала «строить культуру» в Забайкалье. Была директором школы и одновременно руководила районным отделом народного образования. Самые тёплые воспоминания у неё остались о посёлке Багдарине Баунтовского эвенкийского района, который граничит с Якутией. Нравились ей те живописные места, где на вершинах гор снег лежит, а в садах виноград поспевает – сказочная красота! Никаких французских Альп не надо! Там Г.К. Матвиевская работала секретарём райкома партии и заведовала районным отделом культуры. Главные достижения её труда в те годы – открытие вечерней десятилетней школы и музея эвенкийской культуры.

– Не искала выгодных мест. Когда спрашивали меня, где хочу работать, всегда отвечала: «Куда надо, туда и направляйте», – рассказывала Г. К. Матвиевская. – Бралась за самые трудные задачи. Приглашали на должность секретаря обкома партии – не согласилась. Предпочитала быть ближе к народу. Буряты – трудолюбивые люди, хотя немножко с лукавинкой. Я была требовательным начальником, но справедливым. Среди моих подчинённых не было нарушителей трудовой дисциплины. Многих работников в сфере культуры и просвещения представила к наградам. Когда я устроилась в Бурятии, позвала родителей жить туда. На общественных началах мама помогала мне в работе, организовала женский совет и пользовалась большим авторитетом у посетительниц. Взращивали интеллигенцию, самостоятельно готовили кадры для библиотек, клубов, школ. Старались развивать людей разносторонне, вели много кружков по интересам. Особенно хорош у нас был драмкружок. Неоднократно Баунтовский район, в составе которого были десять сельских советов, выходил на первое место в республиканских смотрах художественной самодеятельности.

С должности заведующей отделом культуры Гертруда Казимировна ушла на заслуженный отдых. Будучи на пенсии, организовала вечернюю политическую школу районных партийных кабинетов. Г.К. Матвиевская внесла огромный вклад в развитие Республики Бурятии. В 70-х годах она получила одну из престижнейших наград времён Советского Союза – орден Дружбы народов. Имеет звание ветерана труда.

Храним историю семьи

В Бурятии Гертруда встретила Николая Матвиевского – поженились. В их семье появились на свет две дочери – Валентина и Галина.

– Во время войны папа-десантник был тяжело ранен, болел и не дожил даже до 50 лет, – рассказывает Валентина Николаевна. – Мама вышла замуж второй раз. Борис Семёнович – замечательный человек, ленинградец, прошёл всю войну. Меня с Галей воспитывал как родных. Когда мамуся надумала окончательно оставить свою политическую карьеру, которую ещё продолжала на пенсии, то решили с супругом перебраться на её малую родину – на станцию Кущёвку Краснодарского края. В возрасте 75 лет наш Борис Семёнович ушёл из жизни. Мой муж Анатолий был военным, и мы «кочевали» по разным городам и гарнизонам. На тот момент жили в Москве – забрали маму к себе. Выйдя на заслуженный отдых, мы переехали в Никольск – родную деревню Анатолия, и она вместе с нами. Живём здесь уже тринадцать лет. К сожалению, три года назад мой супруг скоропостижно скончался, мы с маменькой остались без мужской поддержки. Сейчас я снова замужем за хорошим человеком – Михаилом Назаровичем, он тоже из военных. Нам всем нравится жить в Никольске – тишина, покой и красивая природа! Моя младшая сестра Галина с семьёй живёт в Чите. До 85 лет наша Гертруда Казимировна самостоятельно путешествовала, часто ездила к ней в гости. Мама гордится тем, что её дети и четверо внуков стали учителями, военными и культработниками. Эти профессии самые уважаемые в нашем роду. Мы бережно храним историю семьи, в личном архиве есть фото дедушки Казимира и бабушки Александрины, сделанное в конце 19-го века.

Секреты долголетия

Женщина, прожившая почти век, удивила меня большим интересом к жизни. Она до сих пор проявляет самодисциплину и силу воли. Каждое утро Гертруды Казимировны начинается с молитвы к Господу. А дальше – вышивание и вязание. У Пабло Пикассо есть изречение: «Творчество смывает пыль повседневности с души». В его точности убеждаешься, глядя на героиню этого рассказа.

– Для меня важно быть полезной, – подчеркнула Г.К. Матвиевская. – Зрение стало плохим, но я всё равно вяжу кружки для дома, заодно тренирую мелкую моторику рук – это хорошо для мозга. Люблю вышивать крестиком, предпочитаю нитки зелёных оттенков, внучатам делаю подарки ручной работы. За делом слушаю радио или классическую музыку, спектакли, оперы и оперетты. Включаю громко – уже туга на уши, поэтому надеваю наушники и не мешаю никому. На здоровье, слава Богу, не жалуюсь. Делаю дыхательную гимнастику, комплекс упражнений, чтобы шея и поясница не подводили. На тренажёре хожу по две тысячи шагов ежедневно, наклоняюсь и руками дотягиваюсь до пола. Тренируюсь я неспроста, а чтобы не жаловаться детям своим: там болит да тут колет. Когда меня спрашивают: «В какое время лучше жить?», отвечаю, не раздумывая: «В любое хорошо, лишь бы не было войны!»

Остальные секреты долголетия за Гертруду Казимировну раскрыла дочь Валентина:

– Она всегда следит за собой, гостей в халате встречать ни за что не будет. Никогда ничего не копила и никому не завидовала, очень любит людей и ко всем добра. Широкой души человек и нас, дочерей, научила всем делиться с окружающими.

Слушая рассказ столетней бабушки, невольно ловила себя на мысли: как радостно она говорит о своей жизни. Для современного поколения это редкость, хотя живём мы в более сытое и обустроенное время. Сумеем ли научиться быть счастливыми, несмотря ни на что? Думаю, есть шанс у нашего поколения благодаря таким примерам.

Фото Романа БОДРИКОВА и из личного архива

Фото 1925 года – сёстры Гертруды Матвиевской 
Автор: Оксана ТИТЕНКО