Медиакарта
3:19 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чем дальше детство отдаляется, Пусть чаще, чаще вспоминается (Роберт Миллер)

14:00 | 20 марта 2018
Источник: Красная звезда

«Вот моя деревня, вот мой дом родной; вот мой дом родной; вот качусь я в санках по горе крутой…» (И. Суриков). Читая это стихотворение внуку перед сном, невольно начинаю вспоминать свои детские игры, шалости. Сколько их у нас было! Детский организм просто требовал движения! Нам не сиделось дома. На все времена года у нас были свои игры, и даже непогодь на нас не влияла. Мы находили такие дела, чтобы занять свои руки, голову, не скучать, соображать, выдумывать. Вот так же, как и суриковский герой, мы «перезябшие, залепленные застывшим снегом, нехотя брели домой». Ставили – вот именно, ставили! – свою одежду на русскую печку. Отогретыми руками брали верёвочку, связанную кольцом, и пальцами из кольца делали фигуру. Другой игрок из этой фигуры старался сделать свою  и перенести её на свои руки. Проигрывал тот, у кого фигура распадалась, и верёвочка принимала форму круга.

   Отогревшись на печи, спускались на пол, и начиналась «битва в камушки». Эти «камушки» мы делали из обломков разбитых горшков. Оттачивали их на кирпичах и придавали форму крупной пуговицы. Рассыпав 12 камушков по полу, 13-й подбрасывали вверх, и пока он летит обратно, надо собрать камушки. Сначала собираем по одному, потом по два и т. д. Наконец, все 12 камушков вместе.

   Играя в эти игры, мы не думали, что развиваем руки, кисти рук, пальцы, сообразительность, сноровку. А ведь это нам пригодилось в дальнейшей взрослой жизни.

   Когда на дворе гуляла метель, а гора отдыхала от детских криков и санок, начинались игры с карандашом. Эти игры заставляли нас читать, работать с картой, заглядывать в словари, чтобы не опростоволоситься в конкурсе знатоков. Таких игр было достаточно много. Но всё-таки на первом месте были подвижные игры. Кто из нас знал, что такая игра, как чехарда, поможет нам не бояться прыгать через «козла» и «коня» на уроках физкультуры? А городки научат точно попадать в цель в баскетболе?

   Любимая наша игра была шаровки – собрат городкам. Только в городках стоишь на месте и разбиваешь фигуру в квадрате, а в шаровках берёзовый брусок гоняли при помощи биты. Игра заканчивалась тогда, когда у играющих кончались биты, а брусок стоял на месте не сбитый. Тогда все игроки хватали свои биты, ведущий – брусок, и все бежали к тому месту, откуда начиналась игра. Этот бег был быстрее, чем стометровка по беговой дорожке. Всё работало на обгон товарища и мускулы рук, ног, соперничество и сообразительность – когда бежать потише, сберегая силы, а когда дать команду всему организму для победного рывка.

   А вот что вспоминает о наших играх, в том числе о шаровках, Роберт Миллер, друг детства, в книге «Мы вечная память друг друга», написанной им вместе с супругой Ниной Молодых:

   «Мы любили играть на берегу Ишима и часто там бывали. У нас сложилась дружная компания, и мы всегда играли вместе. Мальчишки не чурались девчонок. В компании нашей были мы с братишкой, Толя Рогалёв, Тома Виттоль, сёстры Чернышевы, Володя и Валя Сало, сёстры Нарыгины, Шура Гилёва (сегодня она Герасёва), Люся Григорьева (сегодня она Фомина)…

   …Улицы в ту пору были пустынны. Прогнали утром коров на выпаса, и целый день улица в нашем распоряжении. Машин почти не было. Ну, человек пройдёт, ну, собака пробежит, ну, муха пролетит. Играли в котёл, в муху, в городки, а больше всего любили «гонять попа». Тот, кто водит, ставит «попа» (небольшую цилиндрическую чурочку) в кружок, а остальные бросают по очереди свои шаровки, стараясь в него попасть. Если попал, «попа» теперь ставят там, куда он улетел, только выносят на середину улицы. Теперь в него попасть уже сложнее, и каждый бьёт с того места, куда улетела его шаровка. Рано или поздно наступает момент, когда все промахиваются. Тогда каждый хватает свою шаровку, а кто водит, хватает «попа» -- и бегом к тому месту, откуда начали. Теперь водить придётся тому, кто прибежал последним…

   …А в плохую, дождливую погоду играли дома. Обычно собирались у Володи и Вали Сало. Играли в лото и карты: в дурака, в подкидного, в пьяницу, в шестьдесят шесть и прочее.

   Это уже в школе мы твёрдо усвоили, что после десяти следует одиннадцать, но здесь кое-кто из ранних картёжников был убеждён, что после десяти идёт валет. Бытует мнение, что рано постигнув это искусство, человек становится заядлым картёжником. Но, вопреки этому мнению, никто из нас таковым не стал, и даже игровые автоматы в упор не видим».

   А как можно забыть наши прыгалки: классики на одной ноге, со скакалкой, с верёвочкой, с мячиком. Кстати, первые мячи мы делали сами из коровьей шерсти. Весной чесали корову (она была очень довольна), шерсть руками скатывали в шарик, от этого шарика-мяча не раз получали хороший синяк. Позднее появились резиновые мячики. Каких только игр мы не напридумывали с ними! Не в эти ли игры играли наши будущие гимнасты, выполняя упражнения с лентами, кеглями и так далее? Кажется, ну что особенного – прыгай и прыгай. Нет! И здесь игра требовала большой крепости тела, ловкости и искусства.

Своим детским играм посвятил стихи наш друг детства Роберт Миллер. Вот несколько строк:

«А ну-ка, вспомните, ребятушки,

Как мы играли во солдатушки,

Махали саблями, наганами,

И даже были мы Тарзанами.

А ну-ка, вспомните, девчаточки,

Как мы играть любили в пряточки,

С утра мы с вами были школьники,

А к ночи – сыщики-разбойники.

Не баловали вас игрушками.

Вы были слабыми девчушками,

Но стали крепкими и ловкими,

Играя клюшками, шаровками».

   Может быть, эти детские игры закалили нас, и мы живём до сих пор. Хочется ещё рассказать об одном виде наших игр…

   Напрыгавшись, набегавшись, садились мы на полянку, а чаще на край канавы, так было удобно, и начинались спокойные игры. Особенно нам нравились фанты. Ведущий к каждому играющему обращался со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег. Что хотите, то берите, чёрно-белой  не берите, «да» и «нет» не говорите. Вы поедете на бал? ». И начинался диалог. Ведущий старался так его вести, чтобы услышать запрещённые слова, да ещё и рассмешить. Если ему это удавалось, то играющий отдавал свою вещь (фант). В конце игры ребята по заданию ведущего должны отыграть свои вещи. И тут начинался самодеятельный концерт. Выявлялись таланты чтецов, танцоров, пантомимистов, акробатов и т. д. Это ли не дорожка к артистизму?

   Оказывается, что игра это не только укрепление тела, но гимнастика ума, находчивости и сообразительности. Кроме этого, игра объединяет детей. За объединением нередко следует начало крепкой дружбы. Доктор московской детской больницы – Егор Арсеньевич Покровский – крупнейший русский дореволюционный исследователь, в подвижных играх видел путь к здоровому физическому и нравственному воспитанию детей.

   Детство и юность принадлежат самой весёлой части человеческой жизни – это «золотой век». Так пусть же наши дети, внуки не растрачивают это время за просиживанием в телефонных играх, где кроме страшилок, стрелялок они мало чего видят хорошего.

А. ГЕРАСЁВА, с. Викулово