На прошлой неделе в районе прошёл муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». В актовом зале ВСОШ №2 собрались те, кто неравнодушен к книге. Да, вокруг очень много чудесного, но с книгой ничто не сравнится. Там, за обложкой, не просто буквы и слова, там мысли, чувства, мечты, жизнь… И никто никогда не сумеет разгадать тайну создания литературного произведения.
Школьники, которые подготовили для прочтения отрывки из художественных произведений отечественных и зарубежных прозаиков, заметно волновались перед выходом, но на сцене он превратились в настоящих артистов. «Прочитать» нужно было так, чтобы заинтересовать зрителя, чтобы зрители «прожили» ту историю, те чувства, которые «задумал» автор. И от артистизма, грамотности, эмоциональности выступающих зависело, «поймёт ли» их зал. Потому школьники не просто выразительно читали наизусть произведения или отрывки, они пытались войти в роль героев. Дети и пели, и смеялись, и грустили. А зал внимал каждому слову.
Очень важно было ребятам и педагогам подобрать для чтения такие произведения, которые «выигрышны» на сцене. Они должны подходить школьникам и по возрасту, и «по темпераменту». Потому роль наставника при подготовке к конкурсу очень важна. У многих выступающих всё это получилось! А кто-то в зале открыл для себя новые произведения. А некоторые зрители на уже знакомые – взглянули по-другому.
Жюри предстояла сложная задача: выбрать только трёх победителей, которые примут участие в региональном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Кроме того, на сцене выступали школьники, которые уже стали лучшими на внутришкольных просмотрах. И всё же тех, кто особо мастерски «оживил классику», можно было отметить сразу. Итак, к итогам. В конкурсе приняли участие ребята практически из всех образовательных учреждений района. Победителями стали: Ксения Татарникова,10 класс ВСОШ №1, Анастасия Елисеева, 9 класс ВСОШ №2, Елизавета Кунгурова, 7 класс Балаганской школы.
-- «Живая классика» – это самый масштабный проект по привлечению детей к чтению, -- считает методист отдела образования Викуловского района Л. П. Решетникова. -- И главная задача проекта – воспитать любовь к классической литературе, которая играет огромную роль в становлении духовно-нравственного мира ребёнка. Произведения именно классической литературы способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми апеллирует ребёнок, начиная с детского сада. В прозе дети познают лаконизм и точность языка, речь обогащается эмоциональной лексикой. Литература помогает детям научиться излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Всё это обогащает речь. А чем меньше ребёнок читает, тем менее выразительна и понятна его речь. Для современного мира, современного общения очень важна коммуникативная роль языка, и она возможна только тогда, когда речь правильная, грамотная, образная, красивая, привлекательная. Такой проект, как «Живая классика», призван показать, насколько может быть красивой, выразительной, образной речь.
В следующем году работа по проекту «Живая классика» будет продолжена, и детей-участников станет больше, ведь им это нравится, они самовыражаются на сцене. Растёт и мастерство художественного чтения. Только многим надо показать, как правильно вести себя на сцене, как быть артистом. Всё это впереди!
На снимке: во время конкурса
Фото Т. СУХОВОЙ