Медиакарта
20:15 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Операции с ценными бумаги по договорам репо – эффективный механизм управления свободным остатком средств федерального бюджета

Понятие «договор репо», а также требования по его исполнению были законодательно установлены с 2009 года и закреплены в статье 51.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

 

Согласно указанной статье договор репо определяется как договор, по которому одна сторона (Продавец) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (Покупателю) ценные бумаги, а Покупатель обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо), и по которому Покупатель обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность Продавца, а Продавец обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо).

 

Федеральное казначейство является одним из участников покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо в отношении облигаций федеральных займов и в пределах остатков средств на едином счете федерального бюджета.

 

Покупателем ценных бумаг по первой части договора репо и Продавцом ценных бумаг по второй части договора репо является Федеральное казначейство, а Продавцом ценных бумаг по первой части договора репо и Покупателем ценных бумаг по второй части договора репо является кредитная организация.

 

Второй стороной таких договоров выступают кредитные организации. Причем, они должны соответствовать требованиям порядка осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 4 сентября 2013 г. № 777 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо» (далее - Постановление). В частности, кредитные организации должны являться банком с универсальной лицензией, обладать собственными средствами (капиталом) в размере не менее 1 млрд. рублей и т.д. 

 

В 2014 году сотрудники Федерального казначейства, выполняя задачу Министерства финансов Российской Федерации по размещению средств федерального бюджета с активным использованием операций по договору репо с кредитными организациями под залог ценных бумаг, провели значительную подготовительную работу по запуску механизма осуществления операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете.

 

В 2015 году, Федеральное казначейство совместно с Банком России и НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» начали полноценно использовать новый финансовый инструмент покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо.

 

По состоянию на 1 января 2018 года заключено 40 Генеральных соглашений о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо, для сравнения – по состоянию на 1 января 2016 года их количество равнялось 34.

 

В рамках Постановления с 20 мая 2015 года, запущены ежедневные операции покупки (продажи) ценных бумаг в режиме «overnight».

 

Начиная с 2016 года, организовано регулярное проведение операций репо с различными сроками исполнения обязательств: как ежедневные операции репо в режиме «overnight», так и на срок до 35 дней.

 

Эффективность применения нового механизма использования временно свободного остатка средств федерального бюджета представлена в таблице.

 

Показатели деятельности Федерального казначейства в области покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо

2015 год - кол-во заявок-168, количество кредитных организаций-19, количество заключенных договоров репо-1196, размещено средств федерального бюджета, млрд.руб.- 15517,5, сумма дохода, перечисленного в федеральный бюджет, млрд.руб.- 6,5;

2016 год - количество заявок-303, количество кредитных организаций-25, количество заключенных договоров репо-2211, размещено средств федерального бюджета, млрд.руб.- 37414,6, сумма дохода, перечисленного в федеральный бюджет, млрд.руб.- 27,9;

2017 год - количество заявок-348, количество кредитных организаций-35, количество заключенных договоров репо-1796, размещено средств федерального бюджета, млрд.руб.- 45916,6, сумма дохода, перечисленного в федеральный бюджет, млрд.руб.- 28,8.

За три прошедших года общая сумма дохода, перечисленного в федеральный бюджет, в виде процентов по заключенным договорам репо, составила 63,2 млрд.руб.

 

Наряду с увеличением  объема средств федерального бюджета, направляемых на размещение, постоянно расширяется круг кредитных организаций, заключивших договора репо и фиксируется позитивная динамика их интереса к данному инструменту.

 

На среднесрочную перспективу Федеральным казначейством намечены мероприятия по совершенствованию методологической и технологической базы для развития операций покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо (расширение линейки сроков договоров репо, учет компенсационных взносов и купонного дохода по ценным бумагам и др.), а также операций репо, в части ликвидационного неттинга.

 

На официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Финансовые операции» регулярно размещаются нормативные документы, актуальная информация для кредитных организаций, а также информация о проведении отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров репо,

  

Мухлынин И.В., заместитель начальника отдела ведения федеральных реестров УФК по Тюменской области