Паромная переправа в Увате - это не изюминка и достопримечательность, а, скорее, жизненная необходимость. Экзотические прогулки по реке, пейзажные виды, лёгкий бриз, солнечные блики на воде и щебет птиц, что свили гнёзда в укромных уголках парома - всё нравится лишь гостям, а у местного населения вызывает неподдельное чувство раздражения и усталости. Хочется с ветерком прокатиться по ровной дороге и оказаться дома. Но, увы и ах, спасибо и тому, что есть.
К слову, паромная переправа за последние 9-10 лет заметно улучшилась. Например, с пассажиров перестали брать плату.
Как сейчас помню 2009 год. Утро рабочего дня. На паром стремится толпа народу: кто с автобуса только сошел, кто пешком добежал, кто на машине подъехал - но всем к девяти-ноль-ноль надо быть на рабочем месте. Толкаются, судачат о своём и смиренно ждут её - билетершу. Она с невыспавшимся видом бороздит толпу пассажиров, как океан корабли, и гребет к каждому, чтобы взять мзду за проезд - по 5 рублей. Невеликие деньги. Но досадно - альтернативы-то нет! Хоть вплавь!
Кто-то, бывало, вывалит ей на ладонь горсть пятикопеешных - считай! А ей некогда возиться - паром-то идет всего минут 7-10, так вернет мелочь с эмоциональным укором, мол, не пустит больше, - и двинется к следующему. И так каждый день - утром и вечером.
Спустя несколько лет бесплатно начали переправлять и автомобили.
А еще паромы стали перевозить пассажиров круглосуточно: днем - по расписанию, ночью - по потребности. Так что байка перед «гаишниками», что превысил скорость, потому что торопился на последний паром, перестала быть оправданием. Вообще, кстати, в основном ДПСники с пониманием относились к уватским: опоздать на последний паром означало ночевать в автомобиле. А если едет семья с детьми? Отпускали с устным пред упреждением, не задерживали.
Каждый год с началом весны у паромщиков наступает «горячий» сезон. И первым делом - это подготовка к навигации.
В Уватском районе функционируют две паромные переправы - в Увате и Тугалово. Уват обслуживают три катера с баржами, Тугалово - один. Техника старая, повидавшая тысячи тонн грузов и эксплуатируемая даже во время ледостава, за сезон, понятно, порядочно изнашивается. Но надо отдать должное уватским дорожникам (паромная переправа находится в ведении ДРСУ - дорожного ремонтно-строительного управления). Катера и баржи, несмотря на их достопочтенный возраст, поддерживаются в хорошем состоянии: вовремя ремонтируются и обновляются. В их обслуживание организация вкладывает приличные средства. Восстанавливают суда в основном в Сумкино, на судоремонтном заводе.
Мы познакомились с одним из матросов, Игорем Горевановым, он значится в составе тугаловской бригады парома «Краб-7». Судно стоит на берегу в Увате вместе с другими катерами.
Пока холодная погода, Игорь старается закончить подготовку парома внутри. И первым делом приводит в порядок сердце судна - двигатель.
Крутят винты на уватских паромах 234-сильные дизельные двигатели Ярославского моторного завода. Именно они зарекомендовали себя как неприхотливые и надежные агрегаты, которые широко распространены в отечественном автопроме.
Двигатель «Краба-7» несколько лет назад прошел капитальный ремонт. В этом году Игорю Гореванову предстоит перебрать сцепление, заменить изношенные детали, промыть топливную систему, отправить на ремонт редуктор, топливную аппаратуру - матрос должен не только досконально знать устройство катера и систему управления, но и хорошо разбираться в любой детали от двигателя до навигационных приборов.
Полгода паром будет курсировать между берегами в районе села Тугалово - 400 метров поперек течения. В половодье путь удлиняется до 1,5 километров, и судно доходит почти до домов. Курсируют по расписанию, ежечасно. Для местного населения, которое составляет всего пару сотен человек, паром с такой частотой, может, и не нужен.
- В основном перебираются рыбаки, коих тут бесчисленное множество, - говорит Игорь Гореванов. - Приезжают целыми автобусами из Омска, Екатеринбурга, Тюмени, Ижевска. Кто побогаче, привозит дорогие катера. Ловят щук. Рыба в том году была мелкая, но они и такой рады. В рыболовный сезон вокруг Тугалово вырастает целый палаточный городок.
А чуть сойдет лед, и бригада в составе капитана и матроса отправится на вахту. Смена длится две недели. С собой - еда и теплые вещи. От Увата до Тугалово 145 километров по течению. Если баржа пойдет с грузом, то до места добираться будут не меньше 10 часов.
Паром - это и работа, и дом: в трюме оборудована комнатка для отдыха, есть кухня, газовая плитка - всё по-походному, без излишеств. Как и вся жизнь вахтовика.
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"