Медиакарта
23:02 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Вернулся из плена домой

Вернулся из плена домой
11:14 | 17 ноября 2010

Первой на публикацию о запрещенных солдатах» в районной газете за 29 октября откликнулась Баландина Александра Филипповна из с. Касьяново. О ее отце в списке 14 военнопленных из Вагайского района, представленном Р.С. Гольдбергом, сказано следующее:

Долгушин Филипп Матвеевич, 1908 года рождения, село Касьяново Вагайского района. Найден на сайте «Саксонские мемориалы», идентификационный номер 726452.

Правда, еще до ее звонка бывший редактор нашей газеты Х.М. Латфуллин в разговоре со мной предположил, что речь идет о его давнем знакомом из Касьяново.

По рассказу дочери, которая родилась уже после войны, слишком горькими были воспоминания Филиппа Матвеевича о прожитом и пережитом в немецком концентрационном лагере, что находился на территории Чехословакии. А когда к ним наведывался Шайдуров Александр Иванович, тоже прошедший в немецких лагерях все круги ада, они по мужской традиции выпивали и, вспоминая былые ужасы, плакали. Это настолько врезалось в память Александре Филипповне, что у нее и сейчас при воспоминании об этом невольно набегает слеза.

Но обо всем расскажем по порядку. Родился Филипп Матвеевич в д. Касьяново в далеком 1908 году 27 ноября. Родители его были бедными крестьянами. У Матвея Зиновьевича и Евдокии Ивановны было пять дочерей и три сына. А поскольку земли на дочерей не давали, то и семья от одной уборки и до свежего хлеба другой перебивалась с трудом. Отцу даже приходилось в зимнее время подряжаться к купцам и зажиточным мужикам в извоз, ходил с обозами со своей парой лошадей до Ишима и в другие города.

Филипп в семье был предпоследним ребенком. Когда ему исполнилось семь лет, умерла мать. Отец жениться больше не стал. Старшие дети к тому времени подросли, стали помощниками. В начале тридцатых годов не стало и отца. Филипп к тому времени успел окончить три класса церковно-приходской школы в с. Бегишево и отслужить три года срочной службы в армии.

В 1935 году Филипп Матвеевич обзавелся семьей, взял в жены Матрену Антоновну Дудникову из д. Дудниковой. Она была младше мужа на четыре года. А в 1938 году в семье появился первенец, которого назвали Николаем. Он и сейчас жив. После долгих лет работы на заводе в Нижнем Тагиле вернулся на малую родину и живет в Касьяново.

Как и все деревенские жители, Филипп Матвеевич с супругой трудились в местном колхозе. Он на разных работах, а она всю жизнь проработала в животноводстве.

Когда началась Великая Отечественная война, Ф.М. Долгушину повестка пришла в числе первых. Уже 11 июля 1941 года он оказался с вещмешком, ложкой и кружкой в военкомате. Служить пришлось в артиллерии, воевал в составе 56-го артиллерийского полка 197-й стрелковой дивизии. Но воевал недолго, в мае 1942 года оказался в фашистском плену.

Александра Филипповна теперь очень сожалеет, что не расспросила как следует отца обо всем и не записала его рассказы. Конечно, для него все эти воспоминания были тяжелым грузом, но он рассказывал дочери о своей судьбе. Правда, сейчас многое уже безвозвратно забылось.

В плену Филипп Матвеевич пробыл до весны 45-го, пока лагерь не освободили наши войска. А там ему, особенно в первое время, пришлось очень трудно. Кормили поначалу одной мерзлой картошкой, да так, что вскоре он при росте 175 сантиметров исхудал до 38 килограммов. Пленные в лагере мерли как мухи.

Спасло его то, что попал на ремонтный завод, где познакомился с вольнонаемным чехом. Тот, проникшись к нему сочувствием, стал его помаленьку подкармливать. Да и работающих на заводе пленных кормили получше, даже немецкие эрзацсигареты давали. А поскольку Филипп Матвеевич не курил, то менял эти сигареты на кусок хлеба. После, вспоминая то время, всегда плакал.

После освобождения всех бывших пленных советских солдат своим ходом отправили до белорусского города Бобруйска. А потом увезли эшелоном в Краскотурьинск, что в Свердловской области, на алюминиевый завод. Надо было трудом оправдаться от позора плена. И на этом заводе, как и на заводе в Чехословакии, Филипп Матвеевич был подсобным рабочим. Как говорят, «подай-принеси».

Он рассказывал дочери, что вместе с теми, кто был в немецких лагерях, работали на заводе пленные немцы. Причем кормили и одевали их куда лучше своих. К примеру, зимой их одели в полушубки, зимние шапки, валенки, а наши солдаты ходили в тех же шинелях и обмотках.

В 1947 году требования стали менее жесткими. И Ф.М. Долгушин отпросился съездить на родину за семьей. Всю войну его жена считала, что он пропал без вести, и уже не надеялась, что вернется домой. И только из Краснотурьинска, уже после войны, он прислал ей письмо. А после была переписка, из которой он узнал, что сын его жив и здоров, растет, а жена по-прежнему трудится на колхозной ферме.

Просьбу Филиппа Матвеевича удовлетворили. Сколько было радости в их доме, которую не омрачило даже то, что сын долго не признавал в худом и изможденном чужом дяденьке своего отца. Впрочем, это и не удивительно, ведь Коле было всего лишь три года, когда отец ушел на фронт.

Вернувшись домой, Ф.М. Долгушин запереживал. Уж очень ему не хотелось возвращаться на завод, да еще везти за собой семью. Но нашлась добрая душа. Знакомая их семьи судья Дубровинского района отписала в комендатуру на завод, что Ф.М. Долгушин по причине болезни помер. Так и остался бывший солдат и бывший пленный в родной деревне и вновь стал работать в своём колхозе «40 лет Октября». Первое время на разных работах, а перед выходом на пенсию 20 лет трудился кладовщиком, поскольку был он человеком по тем временам грамотным, очень ответственным и добросовестным. Работал Филипп Матвеевич до 74 лет сторожем в МТМ уже при совхозе «Смена».

Вернулся с фронта домой и старший брат Филиппа Матвеевича, Алексей Матвеевич. Ему пришлось повоевать на двух войнах: с Финляндией и Германией, но, видно, Бог миловал. Хоть и ранен был не раз, но умер уже дома в 1955 году.

В 1950 родилась в семье Долгушиных дочь Александра. Ребенок поздний, но они вырастили ее и дали высшее образование. Александра Филипповна, окончив Тюменский сельхозинститут, до 1999 года работала главным агрономом в совхозе «Смена», а после - специалистом в местной администрации сельского поселения.

По ее словам, оба ее родителя были беззаветными тружениками. Кроме колхозной работы, и дома не знали покоя, ведь всегда держали большое подсобное хозяйство. А отец к тому же был заядлым рыбаком, причем рыбу, а добывал он немало, обычно раздавал соседям. И, когда она училась, по большей части помощь родительская была для нее в виде мяса и рыбы, ведь денег лишних в семье не было.

А еще как-то отец рассказал ей, что в концлагере, где он находился всю войну, уже после освобождения появился какой-то человек, который расспрашивал: «Есть ли кто из Тобольской губернии?». Этот человек был удивительно похож на брата Филиппа Матвеевича, Сергея, которого в гражданскую мобилизовали колчаковцы. Но из-за боязни попасть в очередную неприятность Ф.М. Долгушин промолчал, о чем всю жизнь впоследствии жалел.

Супруга Филиппа Матвеевича ушла из жизни в 1982 году в 69 лет, а он прожил до 1993 года. И все время жил с семьей дочери, помогал ей растить трех сыновей. Есть сын и у Николая. Он живет в Винзилях. У него двое детей, сын и дочь.

А еще Александра Филипповна сказала, что боевой и трудовой путь ее отца отмечен наградами. Среди них медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», орден Отечественной войны второй степени, юбилейные медали, а также медали «За освоение целинных и залежных земель» и «Ветеран труда».

Так что упокоился бывший солдат и бывший военнопленный все-таки в родной земле. Да и пожил после войны долгую, пусть и трудную жизнь.

Геннадий ГИЛЛЬ

Фото из семейного архива