Медиакарта
14:30 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Скульптура с интересной судьбой

14:00 | 21 апреля 2018
Источник: Красная звезда

Ежегодно 18 апреля отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест. Наша страна имеет богатейшую историю. На территории России насчитывается огромное количество памятников и исторических мест, многие из которых широко известны во всём мире, и их регулярно посещают миллионы туристов из самых разных уголков планеты.

   Есть памятники и в нашем районе. Некоторые из них так и стоят на тех местах, куда их поставили однажды десятки лет назад: например, памятник В. И. Ленину в с. Березино, мемориалы погибшим солдатам во времена Великой Отечественной войны находятся в каждом сельском поселении, и за ними ухаживают заботливые земляки.

   А вот судьба одной скульптурной композиции довольно интересна, её даже можно назвать сложной. Несмотря на внушительные размеры, спокойно стоит в просторном углу Чуртанского школьного музея фигура великого вождя – Владимира Ильича Ленина, он – в окружении простых босоногих советских детишек. Современным ученикам он напоминает о своём былом величии, от которого сегодня только память осталась.

   Этой скульптуре, как будто человеку, удалось пережить и испытать и славу, и почёт, и полное забвение. Второе рождение ей подарила учитель истории Чуртанской школы, заведующая школьным музеем Наталья Иннокентьевна Важенина. Её любовь к истории страны неподдельная, и ей, конечно, больно было смотреть, как такая огромная красивая, и в то же время когда-то почитаемая земляками статуя доживает свой век в жаркой кочегарке.

   -- Я устроилась на работу в Чуртанскую школу в 1995 году, -- делится Н.И. Важенина. -- Впервые я увидела этот памятник Владимиру Ильичу на фотографии, сделанной в 1978-ом: пионеры стоят в ленинской комнате, а во главе этой комнаты – массивная скульптура. Видимо, это фото было сделано в момент «преподношения» подарков великому вождю. Это совершалось в значимые праздники: 22 апреля (День рождения Ленина), 19 мая (День пионерии), 7 ноября (День революции). В руках у школьников – альбомы, макеты (реконструкции), изображающие разные сцены из жизни вождя, сделанные их собственными руками. Мне тогда стало интересно, куда же всё это делось после перестройки: и макеты, и сама скульптура? Ведь всем известно, что после 1991 года все ленинские залы в школах были расформированы, часть хранимого там имущества была попросту выброшена, часть вывезена и передана в другие культурные учреждения района, ну, а кое-что осталось в родной школе. И вот я начала поиски. Так как тогда прошло всего четыре года с момента ликвидации ленинской комнаты, многое удалось спасти, например, альбомы, посвящённые этому революционеру, изготовленные учениками школы. Они теперь хранятся в нашем музее. А вот сам «дедушка Ленин» оказался выброшенным за ненадобностью в кочегарку в подвал школы. Он был в плачевном состоянии, и нужно было его срочно выручать…

   Уже в то время Наталья Иннокентьевна мечтала о создании музейной комнаты в школе и начала собирать для неё экспонаты. Ведь ничто другое детям не расскажет о прошлом страны так наглядно, как сами предметы. И комнату для музея в конце 90-х всё-таки выделили, хотя официально его открыли только в 2001 году. Но тогда оказалось невозможно поместить Ленина и сидящих вокруг него школьников с пытливыми взглядами именно в эту комнату – проходы были слишком узкими. Такая возможность появилась только после 2015 года, когда в школе провели капитальный ремонт. Но и тут незадача: каким-то образом ценный монумент исчез из подвала и уже красовался на приусадебном участке одного из жителей села.

   После убедительных просьб вернуть экспонат новый хозяин его отдал. Тащили обратно в школу «Ленина и его маленьких друзей» волоком, на тракторе. В результате такой доставки, у вождя появились вмятины. И это неудивительно, ведь памятник выполнен из тонкой жести.

   Но неравнодушные к его судьбе педагоги Н.И. Важенина и М.А. Мингалёва «воскресили» его: загипсовали, где нужно, подсушили, покрасили на два раза – и вот перед ними вновь стоял величественный памятник, символ ушедшей эпохи. Правда, получился он намного темнее, чем был раньше. После ремонта место для музея нашлось подходящее – масштабное помещение от бывшего интерната на втором этаже школы. Сюда и «прописали» скульптуру.  Здесь стоит она и сейчас, в окружении других предметов старины. Но на фоне керосиновых ламп, корыт, старинных парт она всё равно – исполин, самая массивная, внушительная.

   -- А внутри-то экспонат пустой, -- добавляет Наталья Иннокентьевна. – Это на вид только тяжёлый. Поднять его одному человеку проблематично, а вот двигаю его по залу я сама, без чьей-либо помощи.

   Больше скульптур товарища Ленина в музее этой школы нет, но вот его изображений, фотографий – очень и очень много. Тщательно обыскав все шкафы в классах много лет назад, учитель истории в буквальном смысле спасла те самые альбомы о Ленине, которые ежегодно «штамповали» чуртанские ученики. Конечно, сейчас они кажутся несколько наивными и простыми, но это, опять же, только на вид. А если вдуматься, то это совсем не так: по тем меркам, работа детьми была проделана колоссальная. Это сейчас любую информацию можно без особого труда найти в Интернете, скопировать и выпустить через принтер. Минимум времени, минимум усилий. А эти альбомы, которым уже лет за тридцать, ребята усердно расписывали вручную, добывали цветные и чёрно-белые изображения Владимира Ильича, вырезали их и аккуратно наклеивали на страницы. «Ленин – наш вождь и учитель», «Ленин – вождь», «Стихи о Ленине», «Ленин и музыка» -- вот только некоторые из названий этих самодельных журналов. Культ личности Ленина тогда был по всей стране, и потому изготовление таких альбомов считалось элементом патриотического воспитания молодёжи. «Ленин любил детей», «Ленин завещал детям светлое будущее» -- такой была пропаганда. А скульптура Ленина с детишками была призвана усиливать у подрастающего поколения веру в великого вождя.

   …Сейчас, как и много лет назад, к этой скульптуре с радостью и интересом подходят дети, рассматривают её, трогают, некоторые даже усаживаются к Ленину на колени, фотографируются. Вот и в этот раз, когда им открыли музей, они с удовольствием подбежали к вождю. «Ух, ты, древний человек!» -- с восхищением сказал мальчик из начального звена, рассматривая его. Отношение, конечно, теперь к этой личности совсем другое, не такое, какое было раньше у мам и бабушек этих детей. Им Владимир Ильич был знаком с ранних лет. Ему посвящали стихи, с него брали пример…

   -- В учебниках по истории Ленину уделяют всё меньше внимания, хотя я считаю, что незаслуженно, -- рассуждает Н.И. Важенина. – Независимо от того, прав он был в политических вопросах или нет, с ним ассоциируется целая эпоха, он был вождём нашего государства, значит, о нём стоит говорить столько же, сколько и о других деятелях. Когда мы с детьми проходим эту тему в старших классах, я не даю никакой политической оценки того времени. Это просто история нашей страны, и мы должны её знать.

   Памятнику В.И. Ленину, хранящемуся в Чуртанском школьном музее, больше пятидесяти лет. И кто знает, сколько он ещё здесь простоит. Но то, что он один из его самых ценных экспонатов, – это факт. Ещё один такой в школах района вряд ли уже можно найти.

На снимке: памятник Ленину и детям в Чуртанской школе

Фото Т. СУХОВОЙ

Автор: А. НАУМОВА