Медиакарта
12:13 | 19 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кто много читает, тот побеждает

В центральной районной библиотеке в шестнадцатый раз прошёл районный межведомственный конкурс «Читатель года». По значимости он на втором месте после «Ученика года». Более 80 лучших читателей, выигравших внутришкольный этап, состязались за право получать стипендию главы района и вписать своё имя в Почётную книгу детства. В этом году конкурс был посвящён юбилею района. Организатор Ирина Грабко представила ребятам творческих, талантливых людей: голышмановскую поэтессу Светлану Никитину и первую исполнительницу песни «Голышманово в сердце моём» Галину Путилову. Земляновская школьница Маша Дюкова прочитала фрагмент из рассказа В. Голявкина «Карусель в голове», с которым она с успехом выступила на конкурсе «Живая классика». А здесь отрывок прозвучал замечательным напутствием читающим школьникам.

Интеллектуальное тестирование сразу определило лидеров. Более шестидесяти вопросов в пяти блоках – у ребят старшей группы, чуть поменьше – в средней и младшей. Многие дети справились с большим объёмом текста, некоторые ребята не смогли ответить на часть вопросов. К примеру, затруднение вызвали многие вопросы по краеведению – о тюменских писателях, о почётных гражданах района, о земляках, участниках парада Победы 1945 года.

На втором, творческом задании участники проявили себя в сочинительстве. В младшей группе придумывали сказку «Колобок» на новый лад, в среднем звене описывали новые приключения курочки Рябы, а старшеклассники «замахнулись» на «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Голышмановская поэтесса Валентина Байшева была членом жюри у маленьких читателей. Она и сама любит сочинять знакомые сказки на современный лад. Её сочинение «И опять про стариков» создано по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке», но вполне самостоятельное произведение о наших стариках, со своими житейскими буднями, печалями и мечтами.

– Я с удовольствием прочитала сказки – фантазии у ребят много, от души посмеялась, – отметила она, – мы оценивали содержание, вот только грамматических ошибок в работах тоже было немало.

Одна из интересных сказок получилась у Маши Шадриной из школы №1. Она не стала связывать героя с бабкой и дедом. Всё просто. «Когда-то появился колобок. Он решил исследовать мир и начал с красивого цветочного луга. Колобок развалился на солнце, закрыл глаза и представил, как будто летает по небу. Вдруг проснулся и понял, что осуществляется его сон – он летел по небу, его держал орёл…» Оказывается, Маша много читает и сама уже пробует писать истории о животных. В рассказе Насти Вавиловой из этой же школы даже рецепт теста был расписан.

Третий этап конкурса – «Чёрный ящик» понравился ребятам – по наводящим вопросам они должны были угадать книгу, спрятанную там. В итоге это оказались замечательные произведения «Конёк-Горбунок» П. Ершова у младших, в средней группе – «Три толстяка» Ю. Олеши и «Алые паруса» А. Грина у старших читателей.

Все участники конкурса «Читатель года» получили свидетельства участников и книги в подарок. А победители определились только после подсчёта баллов по всем заданиям. Среди ребят младшей группы бесспорную победу одержал ученик школы №1 Егор Квашнин, на втором месте Алиса Степанова из школы №2, на третьем – Анастасия Вавилова. В средней группе диплом третьей степени был вручён Жулдузай Отыншиновой из Черемшанки. На второе место по итогам конкурса вышел Виктор Ширшов (шк. № 2), а победителем стала Карина Турчина из Земляновской школы. После конкурса Карина призналась, что упорно шла к высшей ступени читательского конкурса. И каждый раз ей немного не хватало до победы. Очень любит читать и классические произведения, и современных авторов. Одна из последних находок в её копилке – роман Джона Грея «Виноваты звёзды». Любовь молодых людей застигла в больнице для неизлечимо больных. Эта история заставила плакать, сопереживать героям.

Среди старшеклассников лучшими книгочеями признаны Никита Сердюков (школа №2), Дарья Белогрудова и Вера Филиппова из Медведевской школы. Все они тоже уже участвовали в читательских конкурсах. И по праву стали победителями.

В прошлые выходные я с удовольствием посмотрела любимую телепрограмму «Умники и умницы». Возникла идея, почему бы организаторам не обновить формат читательского конкурса. Тяжеловесные, многоблочные вопросы тестирования отнимают у ребят много времени и эмоций и всё же не дают представления о каждом, как о вдумчивом, заинтересованном читателе. Члены жюри смогут иметь полное представление о юных любителях чтения, их внутреннем мире. Пока же роль жюри сводится к подсчёту очков. Пусть ребята расскажут о себе, о своём любимом произведении в своеобразном конкурсе красноречия, это так важно – не только читать, но и уметь убедительно, и интересно говорить, увлечь сверстников. Возможно, тестирование может заменить более ёмкая читательская викторина, где дети могут порассуждать и о роли книги в жизни человека и, возможно, защитить печатное издание перед интернет-публикациями. А вопросы типа: с какими районами граничит Голышмановский с юга, севера, востока и запада, можно оставить для уроков географии.

Фото Даниила БЕТЕХТИНА

У ребят младшего звена творческие удачи ещё впереди 
Автор: Любовь АЛЕКСЕЕВА