Животноводческая отрасль ЗАО «Агрокомплекс «Маяк» с тех пор, как в хозяйство прибыла первая партия нетелей голштино-фризской породы, стала объектом особого внимания со стороны руководителей и специалистов как областного, так и муниципального уровней, корреспондентов газет и журналов. Именно тогда в Тюменской области началась реализация крупномасштабного проекта по формированию в регионе высокопродуктивного стада. Самое непосредственное участие в этом проекте приняли животноводы ЗАО «Агрокомплекс «Маяк».
Прошло пять лет. За этот период в подразделения агрокомплекса было завезено 1247 голов крупного рогатого скота голштинской породы и 430 голов симментальской породы. Для их содержания был построен Шагаловский животноводческий комплекс на 1000 голов дойного стада и реконструировано две фермы на 300 коров каждая в Огнёво и Гагарье. С вводом всех этих объектов в эксплуатацию в животноводческой отрасли «Маяка» наступил эпохальный переворот в технологии содержания животных, организации кормопроизводства и многом другом.
Успех любого нового дела зависит от многих факторов. Можно построить и реконструировать помещения под новые технологии, но забыть о создании кормовой базы. Можно иметь и то и другое, но не подготовить специалистов и рядовых животноводов к работе в совершенно в новых условиях. Все эти задачи надо было решать одновременно. К чести руководителей агрокомплекса они успешно справились с их решением. Если задать вопрос: «А возможно ли было всё это создать без генерального директора ЗАО «Агрокомплекс «Маяк» В.Л. Ташланова?», то ответ был бы однозначен: «Нет». Именно Владимир Леонидович взял на себя весь груз ответственности за воплощение в жизнь давно вынашиваемой идеи. В создании современной животноводческой отрасли – производства 21 века проявился его талант как руководителя и организатора. Он стал отцом этого производства.
Отличительной чертой нынешнего молочного производства в агрокомплексе помимо современных технологий является созданный конвейер по получению конечного продукта. Не случайно журналисты окрестили Шагаловскую мегаферму фабрикой. Фабрика, конвейер. Но не в привычном понимании этих слов. Основу молочного производства составляют не механизмы, а живые существа. Корова и её организм – это не многоступенчатый агрегат, в котором можно при поломке заменить одну деталь на другую. Как любое другое животное, она может заболеть или иметь врождённые патологии. Она остро реагирует на малейшие изменения в рационе кормления, на перегрев и на переохлаждение. Все эти изменения ведут к снижению продуктивности животного. Разговор об этом не случаен. Достаточно сказать, что на той же Шагаловской ферме специалистов по количеству больше, чем рядовых животноводов. Здесь есть зоотехники по кормам, селекции, ветеринарные врачи узких специализаций, свои лаборанты. Контроль за состоянием животных ведётся повседневный. Корова голштино-фризской породы генетически настроена на выработку молока, большого количества молока. На это работает весь организм. Работает, что называется, на износ. Видимо, по этой причине после трёх лактаций она стареет и теряет продуктивность. Трудно перечислить сколько различных микро- и макродобавок включается в рацион кормления. Добавьте сюда различного рода витаминные инъекции. Энергетическую ценность корма, его качество проверяли на уровне научно-исследовательских институтов. Все анализы говорили о том, что кормление животных отвечает самым высоким требованиям. Не надо думать о том, что становление высокопродуктивного дойного стада на Шагаловской ферме идёт без сучка и задоринки. Были кадровые проблемы со специалистами, с операторами машинного доения. У кого-то не хватало знаний, организаторских способностей, желания перестраивать себя под новые требования. Взять хотя бы операторов машинного доения. При традиционном, привязном содержании доярку оператором машинного доения назвать можно с большой натяжкой. В её обязанности входит не только доение коров. Она их и чистит, и концентраты раздаёт. На Шагаловской ферме оператор – это оператор. Восемь часов (с небольшими перерывами на обед и отдых) он выполняет одни и те же манипуляции. Подготовка вымени к доению, подключение аппаратов, отключение их. Поток животных через доильный зал непрерывен. Нагрузка на каждого оператора не сравнима с нагрузкой доярки. Она больше на порядок. Не каждый выдерживает. Сначала штат операторов был укомплектован из местных жителей. Но в конце концов пришлось приглашать специалистов из соседних районов работать вахтовым методом.
Главная проблема фермы – это воспроизводство стада. Сегодня после получения фермой статуса племенной, она стоит ещё наиболее остро. Ведь непременным условием племенного воспроизводства является реализация выращенных тёлочек за пределы хозяйства. В этом заинтересованы и сами " маяковцы". Ведь одно дело продать просто тёлочку, другое – племенную. Экономический эффект разный. В настоящее время к решению проблемы подключены не только специалисты хозяйства, но и специалисты из ведущих НИИ страны. Главное – определить причины частых гинекологических патологий. А они пока не ясны.
Огнёвская и Гагарьевская фермы, где содержатся животные симментальской породы, из-за небольших объёмов производства молока и малого поголовья находятся как бы в тени Шагаловской мегафермы. Не так часто бывают здесь руководители разных рангов, журналисты. А между тем, здесь есть на что посмотреть. Посмотреть, как при сравнительно небольших затратах можно создать производство с новейшими технологиями ведения животноводства.
Огнёвская и Гагарьевская фермы – это как Шагаловская ферма в миниатюре. На первой содержится 180 голов дойного стада, на второй 192 головы. Каждая ферма состоит из двух производственных помещений.
В одном содержится дойное стадо, другое предназначено для воспроизводства поголовья. В основном здании расположен доильный зал. И если он на мегаферме способен принять 40 коров одновременно, то здесь только 12 – 16. Компьютерная система учёта продуктивности по каждому животному, микрочипы в каждой корове, дают возможность выделить её из стада для проведения искусственного осеменения, профилактического осмотра, лечения.
Условия содержания и кормления как на мегаферме, так и здесь одинаковы. Правда, здесь животные пользуются существенной привилегией. Они могут выходить на выгульные площадки, погреться на солнышке, подышать свежим воздухом.
В помещении, предназначенном для воспроизводства стада, расположены родильное отделение, телятник-профилакторий и телятник-откормочник. Здесь происходит весь цикл выращивания животного от рождения до поступления его в дойное стадо.
У каждого производства есть конечная цель. Конечная цель для животноводов ЗАО «АК «Маяк» – сделать производство молока экономически высокоэффективным. Пути для достижения – это наращивание объёмов производства, снижение себестоимости и высокое качество реализуемой продукции. При фиксированных ценах реализации с учётом выделяемых субсидий из областного бюджета высокое качество молока – одно из главных составляющих повышения рентабельности. Достаточно сказать, что от одного килограмма молока при высоком содержании в нём жира и белка в зачёт добавляется ещё 300 граммов. А это значит, что цена реализации возрастает на 30 процентов. Вот что такое высокое качество. А с таковым агрокомплекс сдаёт 100 процентов своей продукции.
Леонид АНДРЕЕВ
Фото автора
на Фото: В.Л. Ташланов, генеральный директор ЗАО «Агрокомплекс «Маяк»