Медиакарта
20:20 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дорога в никуда

За решёткой в зале суда этот пятидесятипятилетний мужчина выглядел почти стариком и вовсе не был похож на злостного наркомана, скорее, на несчастного, побитого жизнью человека. Николаю Попову было предъявлено обвинение в незаконном сбыте наркотического средства. Подсудимый выдвинул требование, чтобы на процессе обязательно присутствовала пресса, «чтобы всё рассказали и написали как есть».

От сумы да от тюрьмы не зарекайся

Судебное заседание продолжалось несколько дней, судья С.А. Довгань старалась разобраться в каждой детали. Подсудимому была назначена судебно-психиатрическая экспертиза. По заключению специалистов, Николай Попов каким-либо болезненным состоянием психики не страдает и не страдал, у него наблюдаются признаки «органического непсихотического расстройства вследствие дисфункции головного мозга, осложнённого зависимостью от алкоголя средней стадии». То есть Попов может осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими.

Как этот человек жил до заключения под стражу? В деревне Басаргино Земляновского сельского поселения осталось всего два дома. В одном живут пенсионеры, в другом – молодая семья с детьми. Жильё Николая Попова трудно назвать домом. Брёвна – гнилушки с заколоченными окнами, запустение вокруг полное. Судя по бытовому мусору – многочисленным бутылкам из-под пива и водки, коробкам из-под чая, можно установить обычный «рацион» хозяина. Жительница деревни Басаргино Фаина Баженова рассказывает, что летом Николай перебивался как-то, а чем зимой питался, на что жил – неизвестно. Не раз говорил, что хорошо хоть детей нет... В Басаргино Попов давно поселился, первое время жил у Баженовых, скот пас, но пил сильно, а потом пропал. Объявился года три назад:

Собаку у нас оставлял, и ведь она его признала! Ослеп совсем, никаких документов у него не было. Совет ему сделал и полис медицинский, и паспорт, и на операцию на глаза денег выделили, и домишко подремонтировали. Чего он там варить затеял? У меня сестра каждый месяц сюда приезжает, так даже водитель автобуса шутя у неё спрашивает, что, мол, «каша» кончилась? Потом у дома Николая машины хорошие стали появляться. Как-то смотрю, из соседнего огорода парень незнакомый выскакивает. Я у него спрашиваю: «Чего ты тут потерял?» Он мне: «Уже, баушка, нашёл». А сам чего-то в горсточке тащит. Николая жалко, безвредный был, но если занимался нехорошим делом – пусть в тюрьме сидит, молодёжь травится от всякой гадости. Погляди, вокруг коноплёй всё заросло. Когда коров гоняем, дак стебель толстенный, не сломишь...

Каша из ...конопли

Оперативная информация о том, что в деревне Басаргино мужчина меняет на водку «кашу» из конопли, поступила в Голышмановский МОВД в конце июня. В результате проведённых сотрудниками милиции оперативно-следственных мероприятий, Николай Попов был задержан. Согласно рапорту следователя МОВД старшего лейтенанта юстиции Д.В. Сладкова, при обыске у него в доме нашли вещество растительного происхождения тёмно-зелёного цвета. Экспертизой установлено, что это наркотическое средство марихуана общей массой 566, 6 грамма и, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, является особо крупным размером. Кроме того, сотрудниками милиции были организованы контрольная и проверочная закупки, в результате которых Попов незаконно сбыл гашишное масло весом 88,3 и 85,8 грамма одному и тому же лицу. В марте этот гражданин уже бывал в доме у Попова. В материалах дела есть его показания о том, что Попов тогда предложил гостям попробовать кашу из конопли, говорил, если кому нужно будет, чтобы приезжали.

Исследовав представленные доказательства, суд пришёл к выводу, что состав преступления доказан. Факт сбыта установлен как единый эпизод, и действия подсудимого квалифицируются как покушение на сбыт наркотических средств, совершённый в особо крупном размере. Доводы подсудимого о том, что он не сбывал наркотики, а обменял на водку, не приняли во внимание. Под сбытом наркотических средств подразумевается любой способ их возмездной или безвозмездной передачи, в том числе и имевший место обмен.

Голышмановским судом подсудимому Попову назначено наказание в виде восьми лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Вину свою в целом он признал, но в своём последнем слове сказал:

Не считаю, что конопля – это наркотик. Она бы так не росла, всю бы вырвали под корень. Вот краснодарская или азиатская конопля, пыльца от неё — это да. А та, что растёт у нас в огородах – не наркотик. Мне курить нечего было, я и рвал её. Готовил иногда для себя, когда голова болела с похмелья...

Вырубить под корень

Наши предки из конопли били масло, спасались им в военные годы. Бабушки рассказывали, что вкуснее лакомства, чем молодая картошечка со свежим конопляным маслом, не было. Но человеческая изобретательность границ не имеет: придумали использовать коноплю и мак в преступных целях. Статья в Уголовном кодексе предусматривает одну ответственность, что за употребление и сбыт героина, что за наркотики из маковой соломки и конопли. Карается именно распространение наркотических средств, независимо от мотива и цели. По словам оперуполномоченного уголовного розыска Сергея Шилова, в Голышмановском районе преобладают наркоманы, употребляющие именно наркотики растительного происхождения. Марихуаны было изъято за текущий год более 4 килограммов, в прошлом году – два. Оперативники располагают информацией, что наши наркоманы собираются небольшими группами, уезжают в Тюмень, приобретают там героин и сразу употребляют. Чтобы кто-то в Голышманово сбывал героин, такого подтверждения нет.

По мнению Сергея Шилова, на сельских территориях для уничтожения посевов конопли важно взаимодействие главы и участкового. Участковый должен указать, где именно растёт «дурман-трава», а местная власть – принять меры к её уничтожению. Пока таких примеров совместной работы нет. В МОВД за год заведены 14 уголовных дел по наркотикам, осуждены 11 человек, пока не принято решение по трём делам.

Психиатр-нарколог нашей больницы Евгения Александровна Мартынова говорит, что на диспансерном учёте в 2005 году состояли 46 наркозависимых, сейчас 25. В основном, это мужчины, женщин всего три. Возраст наркозависимых – от 20 до 40 лет. По словам психиатра-нарколога, практически все они страдают опиатной зависимостью и употребляют наркотики внутривенно. Выходит, можно достать у нас и другие наркотики, кроме марихуаны?

В Басаргино и, наверняка, в других маленьких деревнях есть заброшенные земли, зарастающие «дурным» сорняком. Поэтому соблазн лёгкой наживы остаётся у тех жителей, которые деградируют вместе с умирающими деревушками. И наша сельская молодёжь не защищена от наркотиков ни верой, ни нравственными понятиями о добре и зле, ни даже чувством самосохранения. Для победы над этим злом, конечно же, мало найти и обезвредить спившегося бедолагу, обменивавшего коноплю на водку. Недостаточно извести под корень все заросли «дурного» сорняка в наших сёлах. Борьбу с наркотиками надо начинать с правильного воспитания детей, с профилактики этой страсти, занимаясь пропагандой здорового образа жизни.

По сравнению с другими странами, в России за торговлю наркотиками дают небольшие сроки наказания. В Америке, например, за транспортировку наркотиков дают пожизненный срок. В Китае отметили День борьбы с наркомафией, расстреляв в этот день 64 крупных наркоторговца. Сурово. Но ведь торгующие наркотиками безжалостно истребляют молодёжь, и общество должно защищаться.

Хотелось бы жить в более добром мире.

Ирина ШАДРИНА

Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ