Накануне Рождественского сочельника, в холодный и ветреный день, настоятель голышмановского храма в честь «Вознесения Господня», окормляющий священник аромашевской религиозной православной группы иерей Анатолий вместе с несколькими прихожанами занимался устройством вертепа на территории нового храма в Голышманово. Мужчины орудовали лопатами, а батюшка с помощью ручного мотоблока, переделанного под снегоуборочный агрегат, налегая всем корпусом, сгребал лишний снег в кучу позади сооружаемого вертепа. Отдышавшись после нелёгкой работы, – участь священника – личным примером, беря на себя самый нелёгкий труд, вести за собой паству – батюшка охотно согласился сказать слова рождественского приветствия христианам Аромашевского района. Правда, в беседе были затронуты и многие другие темы. В пустом на то время и величественном храме слова священника звучали особенно торжественно и значимо:
- Рождество Христово – один из великих праздников. После явления Христа на землю изменилась вся история человечества. Оно стало жить по ду-ховным законам. По ветхому завету люди жили по принципу – «Око - за око, зуб - за зуб». В светском государстве и сейчас так: человек не нарушает закон, пото-му что боится наказания. А по духовному закону, оставленному нам Христом, перед человеком даже не стоит проблема выбора: совершать ли плохой посту-пок. Даже в мыслях своих он не допускает неправедных деяний. Многим из-вестна библейская история о том, как привели к Христу падшую женщину и спросили, как же с ней нужно поступить. И ответил Христос: «Кто без греха, пусть первым бросит в неё камень». И побудили эти слова каждого из присут-ствовавших там заглянуть в глубины своей души. И поняли, что грешны. Про-сто не пойманы. И разошлись все. Задача Нового завета как раз в том, чтобы заставить человека обратить внимание на свою душу: чем же я живу, каков же мой внутренний мир.
Бывают моменты: хочет человек совершить плохой поступок, да боится осуждения окружающих, наказания. Не делает. Но вот только сложились об-стоятельства, что никто не узнает об этом его деянии – и совершает его. Не ду-мает в тот момент, что Бога, как себя, - не обманешь. Всё равно засядет черво-точина в душе: согрешил, а значит наказание неминуемо. Начало премудрости есть страх Божий. Страх неотвратимости наказания. Когда мы осознаём, что ничего нет тайного, что не становится явным, тогда мы начинаем этого бояться и в дальнейшем поступать премудро. Потом это чувство перерастает в любовь Божию. И придёт час, когда любовь к Создателю окрепнет настолько, что человек уже не сможет осознанно грешить. Восторжествует закон духовный. Вот поэтому мы и празднуем Рождество Христово.
-
А для чего поддерживается традиция обустраивать вертеп?
-
Почему мы сегодня строим вертеп? Да чтобы это событие, рождение Христа, в материальном плане осветить. Обустроим ясли, куколки поставим: Иосиф, Мария. Куколку-младенчика положим. Иконочки поставим. Мы как бы снова и снова сопереживаем рождение Богомладенца. Воссоздаём подобие той обстановки, чтобы лучше всё прочувствовать. Почему в христианской церкви принято молиться, глядя на иконы? Иконоборцы говорят: «Вы молитесь идолу - иконе». Мы не иконе молимся! Мы молимся святому, чей лик изображён на иконе. Просто так легче сосредоточиться и к первоисточнику обратить свою мысль. Так же и с вертепом.
-
Батюшка, иногда доводилось сталкиваться с высказыванием о том, что частица Бога есть в каждом из живущих.
-
Господь же создал человека по образу и подобию своему. И этот образ есть в каждом. Если человек грешит, он этот образ затуманивает, убивает Бога в себе, изгоняет его из своей души, освобождая место для других сил. А если человек праведен, он поддерживает в душе божественный огонь. У тьмы нет степеней. Тьма она и есть тьма. А у огня разная может быть степень: спичка едва светит, лампочка - светлее, солнце озаряет собой всё сущее. И в каждом из нас есть какой-то огонь. Это как тот талант, который мы должны развивать в себе. Чем больше мы о нём радеем, тем ярче он разгорается. Этот огонь божий в каждом из нас есть. Не зря же Серафим Саровский к каждому человеку, даже саму последнему грешнику, нищему, обращался - «радость моя». Потому что ему было дано в каждом человеке видеть образ и подобие божие. Он Бога видел в каждом человеке. Вот это нам не дано! Поэтому не гневайтесь на ближнего, не желайте зла. Вы же этим и Господу зла желаете. Нужно помнить – его частичка в каждом!
-
Наверно поэтому нет на земле большего чуда и большей радости, чем рождение нового человека, новой жизни: Бог ещё одно существо благословил на жизнь земную и частичку себя в него вложил…
-
Бог есть жизнь. Новая жизнь появилась – это Бог. Поэтому самый страшный грех – самоубийство. Когда человек самовольно уходит из жизни, убивает Бога в себе, жизнь убивает. Поэтому самоубийц не отпевают. Раньше даже хоронили отдельно. Жизнь – это Бог. Новая жизнь – великая радость.
-
Ну, вот уже есть человек, проживает он свою жизнь. И вдруг в какой-то момент наступает просветление, он начинает смотреть внутрь себя и замеча-ет, что есть внутри этот огонёк. Человек начинает приобщаться к вере: учит мо-литву, идёт в храм – иконочку какую-нибудь покупает. Ведь это тоже своего рода рождение. Рождение духовного человека. Душа его просыпается...
-
…человек обращается от тьмы к свету. Вообще, рождение духовного человека происходит в таинстве крещения. Крещение – это и есть духовное ро-ждение.
-
А если человек пришёл на крещение просто за обрядом? Может быть, душа ещё и не открыта вере. Человек рассуждает: «Я покрещусь, и Бог будет меня оберегать». Но не чувствует он в тот момент слияния с Богом, сроднения с ним. И не происходит рождения духовного человека.
-
Очень часто такое происходит. К Богу приходят по-разному. У кого-то случилось горе. Кто-то видит – храм, красота какая! Зашёл. Что-то проснулось в нём, душа ожила. Кого-то тронуло великолепие молитвы, богослужения. Заду-мался человек и остался в храме. Всегда есть какой-то толчок.
Наверно, неважно, как и когда это случается – наша встреча с Создате-лем при жизни, здесь, на земле. Важно успеть почувствовать божественный огонь в душе своей. И постараться успеть разжечь этот огонь, чтобы теплом его обогреть тех, кто рядом, кто нуждается в этом тепле. Как когда-то пришедший в мир младенец Иисус сумел стать источником тепла и света для многих людей на многие столетия.
Для справки
В сентябре 2008 года поставлен в Аромашево крест на том месте, где будет воз-ведён храм. Освящал это место сам владыка Тобольско-Тюменской епархии. Полным чином, как положено. Есть и проект нового храма. Архитектор района Н.О. Бабина разъяснила, что пока на 2010 год в областном бюджете средства на строительство Аромашевской церкви не выделены, так как в связи с кризисом в области идёт достройка ранее начатых объектов. Но ранее на средства прихо-жан при содействии аромашевской сельской администрации тюменской фирме ООО НППО «Сибспецстройреставрация» была заказана проектная документа-ция на нулевой цикл (фундамент). На сегодняшний день заказ выполнен. Строительство храма начнётся с момента поступления в район из областного бюджета средств на эти цели.
Подготовила Елена Горбунова.
Фотоколлаж Ивана Горбунова.