Медиакарта
4:22 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Дело – вода

Вопрос качества питьевой воды в Тобольском районе стоит остро как, впрочем, и во многих уголках нашей страны, где живительная влага по своим природным свойствам не соответствует санитарным правилам и нормам.

Ежедневно сталкиваясь с этой проблемой, многие люди самостоятельно ищут способы её улучшения: кто-то покупает очищенную воду, кто-то использует фильтры дополнительной очистки воды в бытовых условиях.

Поводом для встречи с директором МУП ЖКХ Тобольского района Александром Янке стало сообщение о том, что Тобольский районный суд удовлетворил иск регионального управления Роспотребнадзора к упомянутому предприятию. Суть дела сводилась к тому, что МУП ЖКХ не обеспечивает население посёлка Прииртышский услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиНа.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда срок для исправления недочётов установлен до 1 января 2019 года.

Во время нашего разговора директор поделился своим видением решения проблем водоснабжения не только в Прииртышском, но и на других территориях, где население также озабочено водным вопросом.

– Александр Робертович, в каком состоянии находятся объекты водоснабжения в границах обслуживания вашего предприятия?

– На балансе предприятия 51 водоразборная скважина и 105 километров водопроводных сетей. Имеется три станции обез-железивания воды в таких населённых пунктах, как Сузгун, Сетово, Ингаир. Состояние инженерных коммуникаций оставляет желать лучшего, их коэффициент износа составляет 70%.

– Что представляют собой эти сети?

– Это, как правило, артезианские скважины глубиной до 90-120 метров. Их большая часть оснащена водонапорными башнями. Но не везде. Допустим, в таких небольших деревнях, как Суклём (где всего пять домов), вместо башен стоят насосы, за счёт которых жители берут себе воду прямо из скважин.

То же самое можно сказать о водопроводах. Они есть в Абалаке, Сетово, Ингаире, Башковой, Ломаевой, Нижних Аремзянах и ещё в ряде населённых пунктов.

О станциях обезжелезивания воды мы уже говорили, остаётся дополнить: там, где они стоят, качество питьевой воды заметно лучше по сравнению с соседями. Правда, сетовская станция порядком изношена, требуется замена всех насосов и компрессора. В связи с этим районная администрация объявила тендер на закупку этого оборудования. Надеюсь, что за летний период станцию удастся привести в надлежащее состояние.

Большая работа запланирована в селе Абалак, где в текущем году за счёт средств районной администрации будет проведена модернизация систем водоснабжения, что позволит проводить дополнительную очистку и обеспечивать качественной водой полностью весь населённый пункт. Сегодня качественная питьевая вода для местных жителей подаётся только через павильон водоочистки, который в сутки очищает лишь до десяти кубов. Такие же работы планируем провести и в Нижних Аремзянах.

Кроме того, проведены проектные работы по подключению к городским водозаборным сетям деревень Ломаева и Башкова. Этот вопрос решится либо в конце текущего года, либо в начале 2019-го. В общем, ждать осталось недолго. В стадии завершения такие же проектные работы по Соколовке и Прииртышскому. Это событие позволит кардинально изменить ситуацию с качеством воды в лучшую сторону.

Да, проблема плохого качества воды существует, и от неё не отмахнуться. Есть активные граждане, которые по этому поводу пишут жалобы во все инстанции, есть и такие, которые никуда не обращаются, но мы знаем об их ситуации и используем любую возможность её разрешить.

В связи с этим стоит упомянуть посёлок Октябрьский, где ситуация с водоснабжением населения близка к критической. Там построили скважину, а вода в ней по содержанию железа такова, что её просто невозможно пить. Сегодня поселяне ходят к заброшенной скважине под горой и берут оттуда воду, где она по качеству чуть получше.

Мы пытались эту проблему решить по-разному, даже были намерения реанимировать старые скважины, но образцы воды, взятые из них, не прошли согласование в Тюмени. Для обеспечения посёлка качественной водой без дополнительной очистки не обойтись. Так что узаконить скважину – это целая история. Однако всё же есть ещё один вариант выхода из данного тупика: когда мы в Абалаке установим систему очистки воды для всего населённого пункта, то водоочистной павильон, который сегодня там располагается, мы перенесём в Октябрьский. Надеемся, что уже в этом году хотя бы таким образом мы поможем селянам выйти из сложившейся ситуации.

– Меняется ли показатель изношенности сетей в какую-то сторону?

– В тех населённых пунктах, где старые чугунные и стальные водопроводные трубы заменены на новые, из современных материалов, ситуация меняется к лучшему. Но еще велика территория, на которой эта работа ещё и не начиналась, а обстановка только ухудшается. Взять, к примеру, Чукманку. Здесь в апреле и мае мы уже несколько раз устраняли аварии на сетях практически в одном и том же месте, а всё потому, что проржавевшим трубам давление не по силам, грунт играет, чугун не выдерживает – и утечки, утечки, утечки. Залатали дыру, а через день снова порыв на том же участке, только поодаль от заплаты, сделанной в прошлый раз. Ровно та же ситуация в Епанчиной.

Где проложен полиэтиленовый водопровод, там, конечно, таких проблем нет. Допустим, посёлок Надцы в своё время полностью оснастили современными водопроводами. Однако здесь назрела другая проблема: скважина, которая питает этот населённый пункт, эксплуатируется уже пятьдесят лет, и состояние её таково, что тюменская подрядная организация после обследования скважины отказалась выполнить наш заказ по её ремонту. А для строительства новой скважины потребуется не менее пяти миллионов рублей, и всё – мы опять остановились.

– И каковы перспективы водоснабжения посёлка?

– Мы сейчас как раз пытаемся эту проблему решить собственными силами. Скважину нужно очистить от иловых и песчаных отложений, для чего требуется специальное оборудование, которым предприятие не располагает. В районную администрацию мы подаём заявку на закупку компрессора и комплекта сопутствующих средств для проведения работ такого рода на всех имеющихся в зоне нашего обслуживания скважинах. Но, как вы знаете, вопросы по закупкам так быстро не решаются. Поэтому параллельно, чтобы Надцы не остались без воды, мы намерены взять в аренду такое оборудование и нанять специалистов. Во всяком случае, мы постараемся сделать всё, для того чтобы разрядить ситуацию.

– А на что чаще приходится рассчитывать – на собственные силы или поддержку муниципальных властей?

– Да, районная администрация имеет больше финансовых механизмов для решения таких проблем, а у нашего предприятия этих средств ровно столько, сколько население платит за жилищно-коммунальные услуги. Именно те средства, которые заложены в тарифы, мы можем пустить на обслуживание и содержание подконтрольных объектов. И как вы понимаете, объём этих средств весьма скромен. Причина тому – уже набившая оскомину проблема оплаты населением коммунальных услуг. Только по воде жители района за последние несколько лет задолжали четыре миллиона рублей, собираемость платежей с населения (а это 8 238 абонентов) на сегодня составляет не более семидесяти процентов.

Справедливости ради стоит заметить, что эту проблему надо рассматривать вкупе. По остальным видам услуг дела обстоят ещё хуже. С января МУП ЖКХ Тобольского района за использование газа задолжало поставщику 4 миллиона рублей, и прокуратура уже выдала предписание, чтобы мы рассчитались с ресурсоснабжающей организацией. Теперь смотрим по платежам населения за тепло и видим такой расклад: долги наших потребителей составляют 16 миллионов рублей. Если в работе с должниками по воде нам ещё удаётся сокращать недоимку, то по теплу есть целые селения, где за отопление никогда не платили и открыто заявляют, что и впредь не собираются этого делать.

Единственный плюс. За последние несколько лет в текущем году предприятие работает с открытым расчётным счётом, который до этого из-за долгов был заблокирован. Теперь стараемся своевременно рассчитываться за электроэнергию, перекрыли долги по налогам. Ну а с газом ситуация очень сложная. В районе работает восемь котельных, затраты большие, а отдачи никакой.

- Сколько селяне платят за воду?

- В прошлом году тариф составлял 65 рублей, нынче цена кубометра воды снижена до 42 рублей. Этого для полноценного планирования работы предприятия недостаточно, потому как остаётся довольно ёмкая доля долгов.

Хочется также напомнить нашим абонентам, что устанавливает тарифы не коммунальное предприятие. Все они детально рассматриваются и утверждаются в областных структурах власти, причём в жёстком соответствии с действующими нормативами.

– Александр Робертович, хочется услышать ваш комментарий относительно ненадлежащего оказания услуг в посёлке Прииртышский…

– Проблема с водоснабжением посёлка реальная, и она гораздо весомее, чем в обозначенном административном деле. В Прииртышском за сутки мы качаем воды примерно 216 кубов, при этом жители оплачивают только 58 кубов, остальной объём использованной воды нерадивые абоненты попросту пытаются скрыть. Кто-то умудряется исказить показание счётчиков с помощью магнитов, кто-то попросту в квитанциях указывает заниженные показания (использовал три куба воды, а рассчитывается за один). Конечно, объяснения достаточно примитивные, но проблема от этого не уменьшается, и немало населённых пунктов, где дела обстоят точно так же, взять даже, к примеру, Абалак.

Всё это мы знаем и понимаем и, не рассчитывая на соответствующие ответные действия потребителей, сегодня плотно занимаемся внедрением приборов учёта воды. К тому же приобрели магнитные пломбы, которые явно не понравятся любителям магнитиков. Эта пломба – как наклейка, крепится на корпус счётчика, которая меняет цвет при длительном воздействии на прибор учёта магнитным полем. Если коммунальщик-контролёр проверяя исправность устройства, обнаружит подобные изменения, то обязательно будет составлен акт, позволяющий применить к недобросовестному потребителю штрафные санкции.

Да, о качественной воде в Прииртышском говорить не приходится. Там есть павильон водоочистки, где каждый желающий может набрать питьевую воду. Остальная вода, поступающая по водопроводам в дома, никак не очищается. Её путь: скважина, насос, башня, водопровод – и никакой дополнительной очистки не предусмотрено. Наша задача – не испортить воду, все инженерные сети мы стараемся содержать в нормативном состоянии, регулярно проводим их очистку и по мере возможностей стремимся без задержек устранять неполадки. Путь воды из скважины до потребителя составляет примерно четыре часа. Этого времени хватает, для того чтобы произошли все химические процессы, снижающие качество воды. Эта проблема решится, когда посёлок будет обеспечен дополнительной очисткой, и, как я уже говорил, в скором будущем посёлок будет подключён к городским водозаборным сетям.

Хотя Прииртышский когда-то уже питался городской водой – во времена Зверосовхоза. И что-то мне подсказывает, что история может повториться. То есть водопровод будет проведён до посёлка, водоканал поставит счётчик и попросит наше предприятие исправно платить за оказываемую услугу. Однако если поселяне будут так же копить долги, то с поставщиком расплачиваться будет нечем, а на таких условиях ресурсоснабжающая организация с нами работать попросту не будет.

В связи с этим уже в мае в Прииртышский мы направим дополнительные силы для разъяснительной работы с жителями. И если они хотят, чтобы ситуация с водой выправилась, то должникам стоит призадуматься и начать добросовестно оплачивать жилищно-коммунальные услуги, ведь иначе о чистой воде придётся ещё долго мечтать.

Автор: Алексей ГИЛЁВ