Ишим-река этой весной не пугает бурным разливом, как в прошлом году. И хорошо! Но есть уголок в нашем районе, в котором паводок ощущают практически всегда. Это низководный мост на территории Балаганского сельского поселения, который связывает деревни Тюлешов Бор и Заборку с «большой землёй». Жители этих населённых пунктов уже знают: полтора-два месяца на рубеже весны и лета им придётся переправляться в случае нужды с одного берега на другой на моторной лодке…
К мосту через реку Ишим за Балаганами прибыли в послеобеденное время. Издалека заметили, что на том берегу стоят машины – ждут тех, кто переправится отсюда. Моторная лодка как раз причалила на противоположную сторону, и пассажиры осторожно покидали судно. Спускаемся к сокрытому водой мосту, ждём судоводителя для беседы. А к нему уже спешат женщина с ребёнком. Как выяснилось, это жители Тюлешова Бора З. А. Григорьева с внуком Максимом:
-- Максим в третьем классе, -- поясняет женщина. – Так-то на дому учится временно, но сегодня – контрольная по русскому, вот мы и «сплавали».
Привычно Максим надевает спасательный жилет (это обязательное требование при переправе), бабушка тоже. В считанные мгновения они оказываются на другой стороне реки. А вот в прошлом году переправа занимала гораздо больше времени: Ишим разливался так, что плыть приходилось почти до самого Тюлешова Бора, километров пять.
…Ну, вот у судоводителя Виктора Геннадьевича Знаменщикова выдалось несколько минут затишья в работе, и он причалил к нашему берегу.
-- Я не первый год на переправе, -- говорит он. – Всегда знаю: весной моё место здесь, помогать людям преодолевать водную стихию.
Виктор Геннадьевич коренной житель Балаган, и ситуация на низководном мосту ему давно знакома и привычна. До 2013 года переправлял людей без каких-либо требований к этому, а позже – требования к судоводителям стали гораздо серьёзнее. Во-первых, удостоверение судоводителя обязательно должно быть, во-вторых, регулярно нужно проходить обучение, знать все правила безопасности и оказания помощи в случае чего. Виктор Геннадьевич специально обучался всем этим «хитростям», и на воде чувствует себя уверенно.
-- Вы в семь утра на переправу приходите, кто первым спешит к Вам за помощью? -- спрашиваем.
-- Те, кому в Викулово на автобус нужно, -- говорит. – А потом школьники, но их мало, в основном дети на домашнем обучении или в интернате при школе.
-- И сколько человек за день переправляете?
-- Я не считал! – улыбаясь, говорит Виктор Геннадьевич. – Ну, человек семьдесят точно.
А ещё хлеб, продовольственные и другие товары для нужд населения Заборки и Тюлешова Бора, медикаменты – разное.
С семи до семи работает лодочная переправа с перерывом на обед, без выходных. Но, бывает, что и ночью услуги судоводителя нужны – редко, но всё-таки то заболеет кто, то ещё что непредвиденное случается. Пожарный автомобиль, скорой помощи, автобусы заранее, до разлива реки, перегоняют в деревни. И ещё есть «запасной вариант», как попасть на «большую землю»: по полевой дороге через с. Усть-Барсук – путь в два раза длиннее и некомфортный, но всё же путь, на случай крайней необходимости.
А пока «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый»… И, как считает Виктор Геннадьевич, -- ещё почти месяц точно…
На снимке: у низководного моста
Фото Т. СУХОВОЙ