Великий Джордж Байрон, копаясь в саду, признался своему американскому приятелю Уильяму Брайанту: «Радуюсь я, когда труд вершит радость!», на что последний философски заметил: «А труд и есть радость». И оба рассмеялись.
Деревня и труд – неразделимое понятие. С малолетства познал эту простую истину и Александр Ходосевич, уроженец д. Долгушино. Воспитывался в крестьянской семье, учился в местной начальной школе, восьмилетку окончил в Сартаме.
-- Кроме сельской работы я в то время ничего и не знал, и ничего не умел, -- признаётся Александр Григорьевич. – Дрова пилить, сено косить, лопатой орудовать в огороде – это по мне. Поэтому сразу после учёбы пошёл на курсы трактористов в Викуловское СПТУ. Много нас, таких как я, в ту пору было, со всего района собирались, были и из Сорокинского… Ну, а после училища – родной колхоз имени Чапаева, правда, уже через два года призвали в армию, с 1975 по 1977 год отдавал долг Родине.
Службой своей Александр гордится и по сей день: как-никак, а «воевал» на Байконуре, на стартовой площадке нашей отечественной космонавтики.
-- Прошёл учебку по линии связи, а потом сюда, в Казахстан, -- вспоминает бывший солдат. – От одного упоминания о Байконуре дух захватывало – невидаль, да и только. Действительно страшная красота – пуск ракеты. Такое трудно забыть, почти невозможно расстаться с прошлыми видениями, грохотом и ощущениями. Непередаваемо.
После демобилизации вернулся домой, некоторое время работал по армейской специальности -- в Викуловском РУСе, но потянуло в село, ближе к земле, тем более что здесь, на «сартамщине», жили и трудились все его друзья-приятели. Взялся за «серп и молот».
-- Интересным было то время – 70-80-х годов, -- делится А. Ходосевич. – Работать, так работать, отдыхать, так отдыхать, гулять, так гулять. Никто никого не подгонял, не понукал, но все трудились, извините, как черти, – от зари до зари, с полной отдачей. Вечерами, в праздничные дни, редко, но собирались все в клубе или прямо на поляне где-нибудь устраивались, делились новостями, гармошка играла, ребятишки рядом возились в песке… Может, я не прав, тогда поправьте меня, но дружнее народ жил, помогали во всём друг другу, последним делились, и в горе, и в радости вместе были…
С лёгкой грустью вспоминает Александр Григорьевич своего единственного, первого и последнего, руководителя колхоза им. Чапаева – Николая Гавриловича Токарева, прекрасного человека, умного вожака, члена КПСС, умевшего организовать и повести за собой людей… Как растили скот, как пахали и сеяли хлеб, как соревновались, не корысти ради, с тружениками колхоза имени Свердлова, радовались победам, обсуждали неудачи… Как развалился потом колхоз, оставив крестьян без заработной платы, без надежды на будущее…
-- До гробовой доски буду помнить эти 90-е, -- чуть не ругается А. Ходосевич. – Творили, строили десятилетиями, рассчитывали на лучшее и вот в одно мгновение остались у разбитого корыта… Спасибо Александру Фёдоровичу Климову, нашему бывшему бригадиру производственного участка, не дал нам, мужикам, разбежаться, уговорил, что в одиночку не прожить, создал на скудной паевой основе крестьянское хозяйство – маленький колхоз, скажем так. Вот и живём, слава богу, уже 25 лет, а так бы.., -- машет рукой.
В этом году Александр Григорьевич встретил свою 45-ю трудовую весну. Несмотря на то, что с июня прошлого года находится на заслуженном отдыхе, готовился к ней – настраивал свой «Беларус», свою душу. Рядом – такие же работяги-товарищи, с которыми нога в ногу прошагал всю жизнь, старший сын Александр, потянувшийся за отцом в сельское хозяйство. Во всех делах поддерживают мужа и отца и жена, Татьяна Викторовна, бессменный учитель Долгушинской начальной школы, которая, после её закрытия, также ушла на пенсию, дочери – Евгения и Олеся, да, по словам деда, куча внучат – продолжателей династии Ходосевич.
Успехов Вам, Александр Григорьевич, крепкого здоровья и долголетия!
На снимке: А. Г. Ходосевич
Фото автора