Медиакарта
7:46 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Трагедия человеческих судеб»

11:41 | 18 ноября 2010

29 октября в Красноярском Доме культуры состоялся тематический вечер памяти жертв политических репрессий «Трагедия человеческих судеб». В полном зале присутствовали люди старшего поколения, но больше было молодежи, учащихся школы.

Ведущие - заведующая Домом культуры И.В. Адаменко и заведующая сель-ской библиотекой Н.А. Мальцева торжественно и проникновенно начали рассказ о тех страшных событиях: «День памяти жертв политических репрессий - это напоминание нам о трагических страницах истории России, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, спецпоселения, лишены жизни. Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их близких. Клеймо «врагов народа» легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений.

За тысячи километров переселялись не только взрослые, но и дети, старики, инвалиды. Днем и ночью шли переполненные «раскулаченные» железнодорожные эшелоны, одна за другой плыли по рекам баржи, все дороги были забиты повозками и толпами людей. Они уже лишены всех гражданских прав и для них придумали название «спецпереселенцы». Стояли крики и плач, когда погружали на баржи и буксирные пароходы тех, кому на сборы для отправки на спецпоселение давали два часа. В одночасье люди лишались всего, что было нажито.

Власти на местах не были готовы к такому наплыву ссыльных. Поток несчастных и обездоленных продолжал нарастать, а жить постоянно вместе с местным населением переселенцам не разрешалось, чтобы не допустить «вредных кулацких настроений».

Места для жительства отводились в глухих таежных местах, в стороне от населенных пунктов. Люди рыли в берегах рек землянки, ставили палатки, валили лес, корчевали пни, строили себе жилье. Так возникло множество деревень и в лесах Уватского района».

На территории Красноярского сельского Совета по речке Носка было основано 9 поселков: Екимовка, Малый и Большой Нарыс, две Софроновки, Пнинск, Шальчинский, Таловский, Встречный, Вознесенский. Жителями поселка Екимовка стали семьи Ломковых, Пегановых, Мартюшевых, Пономарёвых, Моисеевых, Пахомовых, Стебековых и многих-многих других.

Одевались в самодельную одежду из холста, на ногах у всех были лапти. Число могил на кладбищах нередко превышало количество живущих: умирали от голода, холода, тяжелого физического труда. Ели березовую кору, сушили ее, толкли, потом добавляли лебеду и пекли лепешки.

Не обошел спецпереселенцев и 1937-й год. К липкой кличке «спецпереселенцы» добавилась еще одна - «дети врагов народа». Одно из черных пятен истории - массовые репрессии. Людей забирали среди ночи. Куда? За что? Никто не знал. Одним давали срок, а других расстреливали без суда и следствия в течение трех дней, недели, месяца. Уводили человека, и след его терялся. Никто из родных не знал ни о приговоре, ни о месте захоронения.

Сегодня установлено, что на административном дворе Тобольской тюрьмы расстреляно и закопано две с половиной тысячи человек, преимущественно тоболяки и жители Вагайского, Ярковского и Уватского районов. Из Красноярского сельского Совета были расстреляны: Белкин Дмитрий Митрофанович (д. Дмитриевка), Белкин Михаил Иванович (д. Верхняя Заимка), Кошкаров Григорий Иванович (д. Сергеевка), Кошкаров Прокопий Васильевич (д. Красный Яр), Кошкаров Феоктист Иванович (Новое Село), Шестаков Степан Матвеевич (д. Шестак).

Отдельная страница истории страны - «Наказанные народы». Немцы Поволжья в 1941-1944 гг. изгонялись с родных мест в 24 часа. Человечество не знало такого великого переселения. Целые народы обвинялись в поголовном сотрудничестве с врагом.

Осенью 1941 года к Уватской пристани причалил пароход «Тура» с 97-ю семьями немцев, в которых насчитывалось 462 человека, вывезенных из с. Гуссенбах Франковского района Саратовской области. В большинстве это были дети, женщины и старики, т. к. всё мужское население в начале войны ушло на фронт. Таким образом на территории нашего сельсовета появились семьи: Пропп, Вайцель, Шрайнер, Пеплер, Крайцер, Маркер, Мелинг, Лютц, Роот. Репрессированные народы не озлобились в ссылке и в лагерях. Они помогали фронту, собирали деньги на постройку танков и самолетов, тайно убегали на фронт и воевали под чужими фамилиями.

Только в 1955 году «наказанным народам» вернули паспорта и разрешили свободно передвигаться по стране.

Репрессирован… Реабилитирован… Какая человеческая трагедия стоит между этими словами... Человеческая трагедия длиною в жизнь. В нашем районе 170 человек получили документы о реабилитации. На территории Красноярского сель-ского поселения проживают шестеро реабилитированных. Это Г.А. Шпинёва, А.А. Фоминых, В.Я. Маркер, Г.А. Роот, М.Ф. Медведева, А.В. Нестерова.

В конце вечера ведущие пригласили реабилитированных граждан на сцену, где Г.А. Роот поделился с односельчанами своими воспоминаниями.

Силами художественной самодеятельности зрителям были предложены отличные музыкальные номера, душевные песни в исполнении И.В. Роот, И.В. Адаменко, И.Ф. Преснецовой, А.А. Злыгостева и Ю.Д. Злыгостевой.

Память. История. Вечер. Крупицы знаний о нашей истории надолго останутся в памяти присутствующего молодого поколения.

Н. САМОЛОВОВА,

с. Красный Яр