Медиакарта
4:01 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

О былом расскажет фото из районки

08:34 | 29 мая 2018
Источник: Заря

За время своего существования районная газета «Заря» всегда большое внимание уделяла передовикам производства, труженикам сельского хозяйства, тем людям, на которых держится наш район.

В одном из номеров районки начала восьмидесятых годов прошлого столетия на снимке Юрия Лиханова – миловидная статная женщина. Она в простеньком ситцевом платье, длинные густые волосы убраны за спину, взгляд чуть прищуренных глаз волевой и открытый. Подпись рядом с фото гласит: «Сразу после окончания школы девчушкой пришла на ферму и вот уже тридцать второй год трудится в колхозе «Память Кирова» мастер машинного доения, кавалер ордена «Знак почёта» Нина Петровна Кисельникова. Ежегодно она добивается высоких надоев от коровы. Вот и нынче за шесть месяцев она надоила уже по 1530 килограммов молока от бурёнки».


Мы побывали у героини давней публикации в гостях в Верхнебешкиле. Нина Петровна поведала историю, как она из обычной деревенской девчушки стала передовиком сельского хозяйства.


Первым тяжёлым испытанием стала Великая Отечественная война.


– Мне года четыре было, когда она началась. Хлебнули мы нищеты с сёстрами и братом.


Отец на фронте, старшего брата забрали на войну из училища, больше родные его не увидели, пропал без вести. Туго приходилось семье, частенько и росинки маковой за весь день во рту не бывало.


– Ходили с сестрой собирать полевой лук, пока мешочек не наполним, домой не идём. Дома ещё и старики были – дедушка да бабушка, ртов-то много!


Лук жарили на молоке в русской печи, от голодной смерти только бурёнка и спасала. Не хватало и той горстки муки, которую давали матери.


– Потом бегали за кусочек хлебца у тех, кто позажиточней, грядки пололи, воду таскали, за любую работу хватались, колосья собирали.


Всё за него – стограммовый кусочек чёрного хлеба, в который за неимением муки часто добавляли отруби.
– Четыре класса отучилась, в пятый в Коммунар уж ходить надо было.


Не довелось школу окончить: добираться далеко, в непогодь не набегаешься, коли ни одеть, ни обуть нечего.
– В шестом классе до марта проучилась и в няньки пошла.


Выбирать не приходилось: всё в тепле да не впроголодь. Нелёгок был и трудовой путь Нины Петровны.


– На склады нас запёрли, на прицепе работала. Тракторист-то в кабине сидит, а я на прицепе, на плугу. В уборочную на копнителе, там солома, пока наполнится кучка – все глаза выдует.


Её труд был отмечен медалью «За освоение целинных земель».


Помнит Нина Петровна и как на заготовки ездила в Уватский район.


– От колхоза отправляли, пилили брёвна на «тебе-мне, тебе-мне» (ручная пила – прим. автора), десятник приходил, замерял. Сосны не было, ёлка да кедрач. Привезут в обед на лошади кусок хлеба и стакан чаю, и будя. Жили в бараке. Ладно со мной наши, бешкильные, две девки были постарше, так с собой брали, не отпихивали. И сучки обрубать научилась, и пилить. Вот и «тебе-мне».


Потом работала на заготовке берёзы в Успенке, из деляны дерево шло на производство бумаги.


– Потом уж на ферму попала. Пошла сестре помогать коров доить, так и осталась. Группу в двенадцать нетелей набрала, доили руками, моторов не было, света тоже.


Вставала Нина Петровна в 4 утра, бежала к своим подопечным.


– Трёхразовая дойка-то была.


Потом количество бурёнок в группе возросло до 18, затем до 25 и до 50 голов.


– Бочками уж доили. Доильное ведро – сверху крышка и шланги. Со временем не считались. Коров доили, ещё зелёнку им косили да возили, свёклу рвали, в машину – да на гурт, картошек добавляли, чтобы молочка больше надаивать. И в мыслях не было, что колхозное, ходили как за своими, даже лучше.


За высокие показатели и ударный труд Нина Петровна побывала на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке достижений народного хозяйства, имеет золотую медаль ВДНХ.


Особо запомнилась ей поездка на «Тюменском поезде».


– Нас тысяча передовиков путешествовала со всей области, вроде как туристы. Загоняют поезд в тупик, нас на автобусы и на экскурсии, за двадцать четыре дня столько увидели, чего за жизнь бы не пересмотрели, везде побывали.


Семейное гнёздышко Нина Петровна тоже в родном Верхнебешкиле свила.


– Деревня большущая была, передовая. Народу много. Кино каждый день казали, танцы справляли. Вечерами по улицам пели ходили. Тут церква была, на горочке, так всё плясали недалеко от неё, гармонистов тьма была. Молодость есть молодость.


Вот местный парень, уже отслуживший в армии, Владимир Филимонович и приглядел бойкую девушку Нину, пять лет молодые дружбу водили, пока парка не посватался. Своенравная и волевая Нина и тут характер показала: мол, не пойду пока замуж, не время ещё. Свадьбу молодые сыграли лишь в 1959 году, с той поры полвека душа в душу прожили, пока доля вдовья не разлучила.


Трудились Кисельниковы тоже вместе.


– Скотником муж работал, коров пас, и дояром был, и воду на ферму качал, хватало работы! Летом поилки ремонтировал, у нас тысяча голов, пять гуртов было.


Передовиком Нина Петровна не только на работе была, но и дома старалась звание это поддерживать. Хозяйство вела, и коровушек в стае не по одной стояло, и птица, и овцы, и лошадь. Управлялась со всем, закалка крестьянская помогала. Сына вырастили с супругом, сейчас уже и правнуки пошли. Казалось бы, живи, радуйся.


– Ан нет, старость уж пришла. Пришла, не спросила. С молодости мечта была – свой дом построить, мы с мужем эту мечту осуществили, своими руками всё сделали. Потрудились, все силы отдали, сейчас за молодыми дело.


Об ударных трудовых годах напоминают чемодан дипломов, грамот, трудовая книжка, безмолвно говорит о былом и вырезка из районки.

Автор: Е.Байбулатова