Медиакарта
2:15 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О правах потребителей услуг ЖКХ

На заседании круглого стола в прокуратуре Голышмановского района собрались представители районной администрации, управляющей компании, Роспотребнадзора и средств массовой информации. Как сказал прокурор района Вячеслав Пышминцев, судя по анализу обращений, поступающих от жителей во время приёмов граждан, тема для дискуссии выбрана актуальная: защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Вела заседание председатель некоммерческой организации по защите прав потребителей по Тюменской области СБПР Екатерина Браун. Она возглавляет молодую организацию, осуществляющую деятельность с 2016 года. С прошлого года в полномочиях НКО – правовое просвещение населения и исполнителей ЖКУ. Первым делом она рекомендовала управляющим компаниям или ресурсоснабжающим организациям, кто выставляет собственникам квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, быть аккуратнее в работе с персональными данными.

– При проведении проверочных мероприятий, в том числе и в рамках общественного контроля, сто процентов жалоб потребителей на нарушение их прав при обработке персональных данных подтверждаются, – комментирует Е.А. Браун. – Выявляются следующие нарушения: нет разрешений от владельцев на обработку персональных данных, не указываются сроки и цели их использования в договорах управления много­квартирными домами, обмен персональными данными без согласия их обладателя со смежными коммерческими организациями, что недопустимо.

Директор управляющей компании ООО «Голышмановотеплоцентр» Наталья Васильева обратилась с вопросом:

– Если потребитель накопил огромные долги и не показывается у нас в течение нескольких лет, на уведомления не реагирует. Как тогда с него взять согласие на обработку персональных данных для подачи иска в суд за неуплату коммунальных услуг?

– Распространение персональных данных при передаче документов в суд для взыскания задолженности не является нарушением, – ответила Екатерина Браун. – Также допускается без разрешения вносить паспортные данные собственников помещений в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, потому что обязанность использования ГИС ЖКХ предусмотрена законодательно. Если в этой программе не заполнены все графы полностью, то управляющей компании даже грозит административная ответственность. Собственникам нужно знать, что личная информация на государственных порталах защищена и недоступна для широкого круга лиц.

Екатерина Браун обратила внимание на участившиеся жалобы тюменцев на отказ или несвоевременное предоставление сведений о приобретаемых жилищно-коммунальных услугах. По её словам, право на получение такой информации потребителю гарантировано. Просьба заявителя должна быть исполнена в десятидневный срок, чтобы не образовалось состава административного правонарушения.

– Потребитель сам или через нашу организацию вправе взыскать моральный вред с управляющей компании или исполнителя коммунальных услуг, которые не предоставили или исказили информацию о приобретаемых услугах, – уточнила Е.А. Браун. – Сумма морального вреда варьируется от 500 до 15 тысяч рублей. Это помимо штрафных санкций, наложенных прокуратурой.

Также обсудили вопрос оформления договоров управления многоквартирными домами, заключаемых между управляющей компанией и собственником, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. В него должно быть включено максимум семнадцать пунктов. Также следует помнить о том, что если управляющую компанию привлекли к административной ответственности за ненадлежащее содержание многоквартирного дома, то ни в коем случае нельзя выплачивать штраф из денежных средств, поступающих от собственников.

– Сейчас мы совместно с сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями рассматриваем вопрос о возможности применения уголовного закона в отношении лиц, допускавших такие погашения штрафов, – заострила внимание Екатерина Браун. – Административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, преду­смотрена статьёй 14.8 КоАП РФ. Наказания за нарушение прав потребителей в сфере ЖКХ достаточно высоки – вплоть до лишения лицензии.

Заместитель прокурора Голышмановского района Евгения Зайцева отметила, что все поступавшие заявления от жителей касались непосредственно оказания услуг. Например, жаловались на незаконное отключение ресурсов или якобы завышенные начисления по жилищно-коммунальным услугам.

– Эти вопросы рассматриваем на личном приёме или в индивидуальной беседе, разъясняем, что тарифы установлены надлежащим порядком, – комментирует Евгения Валерьевна. – Иногда жалобы требуют дополнительной проверки. Выносили акт реагирования о незаконном отключении от коммунальных услуг. Массовых обращений в нашем районе по предоставлению услуг ЖКХ нет ни по начислениям, ни по тарифам. В последние два года не подавали исков в суд в защиту лиц по обязыванию управляющей компании перерасчёта платы или изменения порядка начисления.

Заместитель главы района Александр Ледаков поднял важный вопрос:

– Есть две услуги, которые законодательно отнесены к жилищным: вывоз жидких бытовых отходов от многоквартирных домов, не подключённых к центральной самотечной канализации, и вывоз твёрдых коммунальных отходов. Обе оплачиваются с квад­ратного метра занимаемого помещения. Люди резонно возмущаются: почему должны платить за канализацию и мусор не по факту слива или вывоза? Особенно остро эта проблема стоит в сельских поселениях, где преимущественно выгребная канализация. Екатерина Александровна, окажите содействие в переводе данных услуг из жилищных в коммунальные, как было ранее.

Екатерина Браун обещала детально изучить вопрос по выгребной канализации и при необходимости поднять его на уровне областной Думы, чтобы отрегулировать нормы и соблюсти права граждан. Вопрос с оплатой за вывоз мусора решится в следующем году в связи с внедрением новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

В Роспотребнадзор голышмановцы в основном обращаются с проблемами санитарно-эпидемиологического характера. Руководитель ведомства Сергей Гумённый сообщил, что даже были судебные иски. Привёл пример: есть в посёлке Голышманово многоквартирный дом на самостоятельном управлении, в нём проживают больше 20 человек. Когда-то жильцы сделали скважину и от неё подвели воду ко всем квартирам. Одна семья решила обзавестись канализацией и вкопала ёмкость в метре от водоразборной скважины. Соседи написали жалобу.

– Стали разбираться – действительно, установили нарушение санитарных норм, – пояснил Сергей Семёнович. – Подавали иск в суд о понуждении убрать канализационную ёмкость, которую запрещено располагать рядом с источником водоснабжения. Иск был удовлетворён. В 2018 году жалоб от населения к нам не поступало.

Участники круглого стола признали встречу результативной и решили продолжить работу в таком формате. Проконсультироваться по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг можно у Екатерины Браун по электронной почте: director@s-b-p-r.ru, или по телефону: 8-932-200-19-69.

Автор: Оксана ТИТЕНКО