Медиакарта
12:26 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мы едины

Тюменская область – один из уникальных по богатству и национальному составу регионов Российской Федерации. Жителей нашей области объединяют исторические события, традиции гостеприимства, семейные ценности, любимые книги и фильмы, гордость за регион и свою страну.
С целью укрепления единства и духовной общности многонационального народа России в Тюменской области, сохранения и развития этнокультурного многообразия, в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики России, в нашей газете будут публиковаться материалы, посвящённые армизонцам всех национальностей.

«Свое лекарство от тоски нашла в песнях»

Бывая в гостях у жителей нашего района, не перестаю удивляться, их доброте и трудолюбию... Все они разных национальностей, но у каждого неповторимая судьба, которая, так или иначе, связана с Армизонским краем... В этот раз мы держали путь в село Калмакское к Зинаиде Степановне Евдокимовой…

- Здравствуйте!

- Здравствуйте! – вежливо ответила хозяйка дома. - Проходите, пожалуйста! Старые люди никому не нужны - день прожили, и слава Богу... Вот и думаю, зачем обо мне писать? Кому это сейчас надо?

- Так ведь именно с таких людей, как вы, пишется наша история...

- Может быть... Может быть, - тихонько сказала она, а потом села рядышком и поведала о нелегкой, но интересной судьбе...

- Родилась я в республике Марий Эл, в деревне Руш Родо Мортинского района, в 1942 году, - начала рассказ моя героиня. - У родителей Степана Евдокимовича и Матрены Сергеевны Евдокимовых нас было семеро, но двое братьев еще во младенчестве умерли. 

Когда я родилась, отца, как и других мужчин, призвали на фронт. Тогда в деревне мужиков совсем не осталось, лишь женщины и дети... Вскоре папа получил тяжелое ранение в ногу, а после госпиталя вернулся домой и сразу же устроился учителем начальных классов. 

- А помните его возвращение с фронта?

- Смутно... Мне было всего три годика, но именно он тогда не дал умереть, а помог встать на ноги... Понимаете, в то время у меня, как и многих других детей, был рахит. Не умела говорить, ходить, а живот раздувало до невероятных размеров. Он ставил рядом табуретку, чтобы держалась, и говорил: «Давай, ходи, доченька, ходи!». Вот так, спустя какое-то время, начала передвигаться, а живот приобрел нормальную форму.
- Расскажите о вашем детстве?
- Милая моя, какое детство-то? Мама работала в колхозе, но вскоре тяжело заболела и слегла. За ней приходилось ухаживать, менять пеленки... Господи, как она мучилась... Очень больно смотреть на страдания любимого человека и знать, что помочь не в силах. Вскоре Бог помиловал, и мамочка уснула... Вечным сном... Папа долго не горевал и привел другую женщину, потому как нужна была помощница по дому... Я думала, что она заменит нам маму, но кому нужны чужие дети? Бывало, посеем лен, мачеха разбудит в три часа ночи, чтобы сторожить огород, дабы птицы не склевали семена... Вот так, вместо игр - каждодневный труд. Мы не отлынивали: в огороде пололи траву, перестирывали белье, помогали собирать урожай, доили корову, пасли овец... В апреле вместе с деревенской ребятней собирала мороженую картошку, которую толкли, терли, после чего стряпали лепешки. От сильного голода спасали корова и овечки... Один раз подружка пригласила в гости: «Пошли, поедим похлебки!». Я побежала, а там варево из одной картошки и мерзлой капустки... Но тогда этот суп казался таким вкусным! Что сказать - недоедали, но другим приходилось еще хуже, особенно многодетным семьям. Их дети ходили по дворам, побирались, и мы подавали. Что было – всем делились! Даже если на столе последний кусочек оставался!
- Зинаида Степановна, вы учились в школе?
- Конечно! Кому охота быть неучем?! Начальные классы заканчивала в своей деревне, а потом приходилось пешком ходить в соседний поселок. После «семилетки» – пошла трудиться в совхоз. Сначала поставили конюхом, дали 14 лошадей, которых надо было пасти с утра до ночи. Затем перевели на птицеферму.
- А как же в Армизонском районе оказались?
- Когда мне исполнилось 19 лет, в деревню приехали «вербовщики», которые собирали весь сельский люд и говорили: «По приезду на новое место жительства вам сделают паспорта, дадут жилье и деньги. Если хотите достойно зарабатывать, соглашайтесь!». Подруга поверила красивым обещаниям незнакомцев, написала за себя и меня заявления... В результате они собрали около 20 человек, погрузили в машину и повезли в неизвестном направлении... Вот так, в поисках лучшей жизни я оказалась в Калмаке.
- Как вас встретили сельчане?
- А кому мы были нужны? Каждый хозяин отказывался брать к себе в дом чужаков. Тем более, что я совершенно не владела русским языком. Понимала, что люди говорят, но сказать не могла. Потом постепенно «худу-руду» и начала разговаривать... Все, что когда-то обещали – не выполнили. Никакой квартиры, «подъемных» денег - ничегошеньки не дали. Благо, когда я уезжала, папа с собой дал 75 рублей. Вот на них и жила...
- Почему не вернулись домой?
- Многие тогда уехали не солоно хлебавши, а я осталась... Не на что ехать, да и незачем... В совхозе «Калмакский» проработала 7 лет дояркой, а потом Раиса Азаровна Кувыкина позвала к себе на почту... Я сначала отказывалась, говорила, что неграмотная, вдруг не получится, но потом согласилась. Так с ее легкой руки я проработала почтальонкой 35 лет...
Вы даже не представляете, какая большая раньше была подписка. Люди много читали. Ночами мне приходилось сортировать газеты и журналы, а днем разносить по адресам.
- Расскажите о своей первой любви.
- Встретила я ее тут - в Калмаке... Понравился мне статный молодой человек. С ним мечтала связать жизнь. Но так как он жил бедно, решил уехать в Омск на заработки, чтобы по приезду купить дом и строить семью. Однако, так и не вернулся. Спустя время сошлась с его другом Аркадием Георгиевичем Сергеевым. Вскоре родился сынок – Сергей, который сейчас живет в Тюмени и по возможности старается помочь по хозяйству... Он подарил мне внука Константина и внучку Елизавету... Что сказать, в браке была счастлива 25 лет, но супруг скоропостижно скончался... Потом снова вышла замуж - за Александра Васильевича, который тоже был золотым человеком - добрым, спокойным, умелым. Чувствовала рядом крепкое мужское плечо. Однако, и тут не повезло, спустя 22 года он покинул этот мир. Мы так уважали друг друга! Да, всю жизнь буду твердить, что в семье главное не любовь, а уважение! А вы сами-то замужем? – спросила она меня.
- Да! 12 лет уже...
- Это хорошо! Берегите друг друга. Надо переживать все трудности вместе и растить детей. Научитесь сглаживать все острые углы семейной жизни.
- Постараюсь следовать вашему совету, Зинаида Степановна.
- Насколько я знаю, вы творческая личность.
- Да, несмотря на года, по-прежнему молода душой... Сама хлопочу по дому, занимаюсь цветоводством, огородничеством, а еще даю волю веселью и радости – уже 20 лет пою в хоре «Вечерние зори», ведь когда душевное состояние хорошее, то и с болезнями справляться легче. Каждому человеку нужно лекарство от тоски и скуки, а я нашла его в песнях!
Эту удивительную и добрую женщину уже можно назвать коренной калмачанкой, ведь здесь прошла ее большая часть жизни. Тут она обрела свое семейное счастье, познала радость материнства. Поэтому Армизонский край стал для нее второй малой родиной...

От автора: О своей милой сердцу деревеньке в республике Марий Эл Зинаиде Степановне напоминает лишь национальный костюм, который бережно хранится у неё в шкафу…
Марийский национальный костюм – это больше, чем одежда. Он рассказывает об особенностях народа, его культуре, ценностях и жизни. Некоторые наряды сродни предметам искусства и имеют ряд особенностей, отличающих их от облачений других народов. Традиционным цветом считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имели темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бордовый и коричневый.
Время шло, и главным стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси. Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент. В вышивке присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Автор: Ольга ГЕРАСИМЕНКО