Медиакарта
7:39 | 29 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Владимир Касютин: «Бумага еще поживет!»


досье

Владимир Леонидович Касютин

секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», руководитель образовательных программ Фонда развития информационной политики.

■ Родился в 1963 году в Воронежской области.

■ Образование инженерное, журналистское, управленческое (маркетинг).

■ В журналистике с 1988 года. Работал редактором городских и районных газет, телекомпании, руководителем пресс-службы администрации Краснодарского края.

■ Закончил Президентскую программу подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ, проходил стажировку в странах Европы и США.

■ Заслуженный журналист Кубани, лауреат премии Союза журналистов России «За книгу о журналистике и журналистах» (2005 год). Автор книги «Живая газета», которая выдержала три переиздания.


Современник

Бывших инженеров, как и следователей, хирургов, музыкантов, не бывает. Увлекшихся иными делами, их порой можно поймать… на легкой грусти по ушедшему времени, незавершенным проектам, ускользнувшим мечтам. У них уже давно другой ритм жизни и другие цели. Но прошлое, это неизбывно томящее душу времечко, бессовестно и нагло перебегает дорогу на красный свет. Никакими штрафами его не остановишь. Никакими обещаниями не умаслишь. За плечами у очередного героя рубрики «Гость редакции» Владимира Касютина инженерная деятельность и рок-музыка. Сейчас иное: он является секретарем Союза журналистов России, главным редактором журнала «Журналистика и медиарынок», успешно продвигает образовательные программы для «нашего брата». Все отлично! Но… Прошлое тревожит настоящее.

——

– Владимир Леонидович, с чего началась ваша журналистская работа?

– Больше всего в жизни хотелось заниматься рок-музыкой. Я и занимался. Но так как в советские времена пробиться в этой сфере было непросто, пошел искать вторую работу. Чего только не перепробовал! Мое первое образование инженерное.

– Часто встречается: сегодняшний журналист – бывший инженер.

– Когда переходишь в журналистику из другой отрасли, то волей- неволей тебе приходится делать гораздо больше (конкурировать), чем тем, кто получил специальное образование. Но в чем-то ты имеешь преимущество: обладаешь иным опытом.

Работал по комсомольскому профилю. Работал мастером производственного обучения в училище. Однажды наткнулся в газетке на объявление о конкурсе на замещение вакансии корреспондента. Так совершенно неожиданно попал в редакцию.

С первых же часов ощутил, что это мое: почти домашняя атмосфера, неформальность. Через год стало скучно – ведь все, что можно, уже описал. Стал искать новые способы проявления собственной активности. Параллельно организовывал музыкальные фестивали. Но и это наскучило. Пошел в политику, даже депутатом избирался.

– В каком регионе?

– На Кубани.

После политической карьеры создал телевидение. Сам – шило, натура неуемная – знал, что могу гораздо больше. В конце концов заинтересовался, что называется, антикризисным управлением: брал издания, у которых дела шли не очень хорошо, и пытался им помочь. Какие-то поднять удалось. Какие-то нет… Потом почувствовал, что и в шкурке редактора городской газеты мне тесновато.

– Как вас много!

– Да! Когда пригласили в региональную администрацию, сначала сомневался. Оказалось, это прекрасный опыт. Россия так устроена: если хочешь состояться, езжай в столицу. По крайней мере, у меня такое ощущение. Получил предложение работать в Москве и с радостью его принял.

Последнее время ищу себя в другой деятельности. В ней есть что-то от мечты выступать. Нравится. Потому что могу помочь советом, информацией. Опять же интересно путешествовать. Здорово, когда не приходится тащиться на службу по принуждению.

Я работаю с удовольствием!

Выпускаю журнал «Журналистика и медиарынок». Конечно, есть проблема с кадрами и финансированием. Но нет цензора! Издание делаю с моим замом, которому 77 лет, но который до сих пор активен и прекрасно пишет. Кроме того, принимаю участие в конференциях, семинарах, тренингах, круглых столах. Езжу с программами по России. Часто бываю за границей, пользуясь любой возможностью урвать полезное из западного опыта. Они продвинулись гораздо дальше. Наша журналистика тоже может обогатить мир. Хотя бы пониманием того, как нужно достигать самостоятельности и оставаться востребованным в тяжелейших условиях.

– Есть ли, кроме публичности, другие точки соприкосновения журналистики, рок-музыки, инженерной сферы?

– Уверен, инженерное образование полезно для редакторов, менеджеров. Формированием логики. Гуманитарии более хаотичны.

У настоящего музыканта и настоящего журналиста всегда личный взгляд на мир. Они все пропускают через себя и во все вдыхают собственную энергию. Когда-то я был в Хакассии, общался с шаманами.

Они рассказывали о прошлом, настоящем и будущем…

– Угадали?

– Говорили образами. Услышал, что мое предназначение – размышлять о мире.

– Вы много колесите по регионам… Отличаются ли они журналистикой и журналистами?

– Тюмень пока не знаю – первый раз здесь. Но заметил, что ваша газета заметно выделяется среди областных изданий степенью жизни. Чувствуется, за ней стоит большая работа. Чаще всего региональная пресса мертва: деньги отрабатываются формальными материалами. Интересные места относительно прессы – Свердловская и Челябинская области. Хорошее есть в Перми. Вообще Урал для меня – первый федеральный округ, где много сильных проектов и клас-сных журналистов. Есть разумное объяснение – мозги.

– А особый уральский характер?

– И он тоже! Еще здесь наиболее активное местное сообщество, которое помогает прессе, радио, телевидению. Один журналист, даже самый смелый, вряд ли что-то может, но когда есть аудитория, которая участвует в обсуждении, пытается влиять на местную власть, гораздо легче.

Центр России – сложная территория. Юг – тоже. Там, где я работал, интересного мало. Почему? Структура населения. Военизированный край с авторитарными традициями.

Интеллектуалов по пальцам перечтешь. Ближе к Дальнему Востоку редакторы называют себя русскими американцами. В столице, на мой взгляд, вообще нет приличных чисто московских СМИ. А то, что есть, – грустное. Телеканалы точно такие же – грустные. В больших городах крутятся большие деньги, поэтому у издателей нет нужды думать о качестве. Получили «презент» от рекламодателей, отработали и поехали дальше.

– Вы постоянно произносите слово «грустно». За чем все-таки будущее журналистики? За какой газетой, каким сайтом?

– Слово «грустно» стало любимой присказкой не просто так… Слабого и вялого в нашей отрасли много, а живых ростков не очень. Хотя живое – как раз то, что нужно людям: читателям, зрителям, слушателям. Если придумаем проект и он займет определенную нишу, будет жить. Независимо, в чем воплощен – в бумаге или сети. Два студента запустили портал http://www.free-lance.ru.Через некоторое время продали часть продукта за миллион долларов. Просто он оказался востребованным. Потому что всегда есть тот, кто хочет трудиться без привязки к офису, и тот, кто ищет относительно дешевую рабочую силу. Фриланс.ру – прямое попадание в десятку!

Сегодня лучшие газеты – вовсе не федеральные, а областные. Меньшее количество финансов заставляет думать и придумывать. Кроме того, в регионах имеется интеллектуальный ресурс, достаточный, чтобы помочь объединиться в коллектив. И есть местный бизнес, способный оплачивать рекламу. В малых и средних городах выходят издания, которые переосмысливают все, что происходит вокруг, пытаются влиять на разные ситуации. Это правильно! Пресса должна воспитывать, вовлекать в обсуждение злободневных вопросов, воздействовать на власть, не воюя, а убеждая. Вот такие проекты жизнеспособны. Их больше на Урале, чем в Центральной России.

– Каков ваш прогноз: умрут газеты или нет?

– Как некие формы коллективного труда и обсуждения происходящего газеты, конечно, останутся. Вопрос: какие? Может, это выльется в продукт, который народ будет ежедневно скачивать на коммуникаторы и другие устройства. То, что есть в Интернете, должно дозреть… Вообще прогнозы о смерти или вечной жизни прессы считаю просто смешными, а людей, которые о них трезвонят, – клоунами.

– Главное – форма или содержание?

– Классный вопрос! «Содержание», – ответит любой умный человек. Но если оно облечено в ужасную форму, кто ж его заметит? Главное – гармония. Хорошую газету по клочку опознаешь. Был у меня такой случай. Выборы. Звонит бандит-депутат и говорит: «Что вы натворили? Зачем выпустили целую газету против меня?..» Оказалось, кто-то скопировал наше издание. Абсолютно все продублировали: стиль заголовков, шрифт, даже логотип. После этого понял: надо делать такой продукт, чтобы его по крайней мере нельзя было быстро подделать.

– Вы мне показались немножко проамериканским…

– Да-а-а-а?!

– Там есть что почерпнуть?

– В Америке комфортно. Интересно наблюдать, как антиамериканец приезжает, например, в Нью-Йорк, а город его ломает. Эти небоскребы, по сравнению с которыми московские вышки выглядят по-деревенски. Уолл-Стрит, где в воздухе ощущается запах денег. Потрясающее смешение наций. Там другое восприятие работы и отдыха. Не могу сказать, что боготворю американский стиль жизни. Здорово, что они гораздо ближе продвинулись к цивилизации. Это мы вечно боремся то с одним, то со вторым, то с третьим.

– Поделитесь секретом: как запустить собственное дело?

– Нужно начинать с Интернета. Чтобы понять, насколько проект жизнеспособен и кому нужен, кроме тебя самого, необходимо смоделировать его прообраз. Если станет успешным, переводи в бумагу.

– А предварительные социологические исследования?

– Американцы, которые придумали маркетинг, говорят, что время больших исследований давно прошло. Можно долго изучать и планировать, а потом ра-а-а-з — кто-то щелкнет пальцами и все разрушится. Нужно чувствовать потребность людей и знать, где возьмешь денег на осуществление задуманного.

В Челябинске одна дама решила издавать журнал, который бы состоял из фотографий читателей. Этого добра у народа навалом, и он охотно им делится. Выпустила первый, второй, третий номера, а потом издание загнулось. Учредительница не могла найти средств. В нашем деле всегда нужно надеяться на лучшее и рассчитывать на худшее. Еще одна составляющая результата – количество сил, вложенных в раскручивание проекта. Если есть интуиция, энергия, мозги — смело за дело!

– Спасибо!

Фото Валерия БЫЧКОВА

Автор статьи: Ирина НИКИТИНА

Рубрика: Общество