Медиакарта
1:06 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Всех нужнее и дороже в этом мире доброта

Больше двадцати лет Любовь Максимова из посёлка Голышманово трудится в социальной сфере. Была воспитателем в детском приюте «Надежда», специалистом отделения помощи семье и детям. С 2005 года она заведует в КЦСОН ГР отделением социального обслуживания на дому. Наша беседа – о соцработниках и их трудовых нагрузках, об услугах и технологиях в надомном социально-бытовом обслуживании, о профессии и отношении к ней.

– Любовь Васильевна, что входит в обязанности руководителя отделения?

– Набираю соцработников, контролирую их деятельность и качество оказываемых ими услуг. Также помогаю им в нелёгком труде советом и дружеским участием. Работаем по-современному. Всю необходимую документацию веду в электронном формате. Активно использую в работе соцсети, при необходимости оперативно «списываюсь» с соцработниками – очень удобно. С продвинутыми пенсионерами общаюсь по «Скайпу». Поддерживаем связь с жительницей Калининграда, оказываем ей услугу по уходу за могилой мужа. До кончины он был у нас на обслуживании долгие годы. Главным ориентиром в нашей деятельности всегда будет оставаться человек, доверивший нам свои беды и заботы. Старость называют «возрастом социальных потерь», поэтому задача наших работников – не только помочь гражданам престарелого возраста и инвалидам справиться с бытом, но и адаптироваться в современном, во многом изменившемся, мире. У нас налажено межведомственное взаимодействие с учреждениями соцкультбыта, в том числе на сельских территориях. Раз в месяц выезжаем в поселения с бригадой специалистов. Например, приглашаем парикмахера, обувщика, медика, сотрудника пенсионного фонда, инспектора госпожнадзора, юриста. Во время проверки специалисты из Департамента социального развития Тюменской области дали высокую оценку работе отделения.

– Расскажите о вашем коллективе. Есть ли кадровые проблемы?

– Всего в штате – 21 социальный работник, из них шестеро – в посёлке Голышманово. У нас сформирован стабильный коллектив, текучки кадров и нарушений трудовой дисциплины нет. С 2017 года соцработникам повысили заработную плату, у них появился стимул трудиться с удвоенной силой и активно участвовать в мероприятиях. Случайных людей в этой профессии не бывает, остаются только те, для кого социальная работа – призвание. Считаю, что к старшему поколению нужно быть внимательными, обязательно выслушивать их чаяния и поддерживать доб­рым словом. Именно отношения к делу с душой требую от социальных работников. Социальная работа – это медаль, с одной стороны которой добрые дела, улыбки подопечных и радость работников, а с другой – боль. Больно, когда уходят обслуживаемые, которые стали близкими друзьями. Больно, когда не можем помочь, когда люди в силу жизненных обстоятельств остаются одни или когда дети бросают своих престарелых родителей.

– Сколько человек состоят на надом­ном обслуживании? Какие услуги им оказывают соцработники?

– Мы обслуживаем по всему району больше 140 пенсионеров, оставшихся без поддержки близких. По гарантированному перечню оказываем 26 социальных услуг, наиболее востребованных – десять. К примеру, уборка жилья, приготовление пищи, мытьё посуды, покупка и доставка на дом продуктов питания и необходимых товаров, помощь в приобретении лекарств, оплата коммунальных и других услуг. Среди дополнительных платных услуг популярны: сезонные работы на приусадебных участках, генеральная уборка квартир, поклейка обоев.

– Любовь Васильевна, как происходит оплата за оказанные услуги?

– Бесплатно обслуживаются одинокие граждане, если их пенсии ниже величины прожиточного минимума, на сегодня это 8408 рублей. Также бесплатные соцуслуги предоставляются участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Граждан этой категории у нас на надомном обслуживании нет. По закону, социальный работник обязан приходить к получателю услуг не менее двух-трёх раз в неделю. Если требуется больше посещений – пожалуйста. В среднем пожилые люди платят около пятисот рублей в месяц, всё зависит от количества заказанных социально-бытовых услуг. Клиентам выписываются квитанции – отчётность строгая.

– Какие наиболее популярные технологии применяете в организации социальной работы?

– С 2009 года для граждан, утративших способность к самообслуживанию, реализуется технология «Стационар на дому». Её суть в том, чтобы лежачие и мало­ходячие пожилые люди могли жить не в домах-интернатах, как предписано медицинскими и социальными показателями, а оставаться в родной обстановке. У нас двенадцать подопечных охвачены этой технологией. Её главное отличие от обычной формы обслуживания на дому – ежедневный уход. В рамках «Стационара на дому» жизненно необходимые, гарантированные государством социальные услуги предоставляются на бесплатной основе.

Ещё одна востребованная технология – «Приёмная семья для пожилых и инвалидов», реализуемая с 2012 года. Раньше требовали совместного проживания получателя и исполнителя услуг, а недавно было разрешено раздельное проживание. В таком случае соцработники могут посещать немощных граждан не менее трёх раз в неделю. В этой технологии задействованы восемь человек, половина из них – в Гладиловском поселении. Один пенсионер выбрал раздельное проживание. В посёлке Ламенском пожилая женщина живёт у социального работника. Главная цель данной технологии – окружить семейной заботой стариков и создать комфортную психологическую обстановку.

С 2017 года введена технология сопровождаемого проживания. Из домов-интернатов с психоневрологическим уклоном возвращают в родные края инвалидов старше 18 лет с умственными отклонениями или психическими расстройствами без грубых опасных нарушений, чтобы жили в домашних условиях. За ними закрепляют социальных работников, которые их везде сопровождают и обучают навыкам самообслуживания. У нас пока нет таких заявителей, но, если есть необходимость можно обратиться к нам.

Фото Олеси ЗАЗУЛИНОЙ

Автор: Записала Оксана ТИТЕНКО