Медиакарта
6:27 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Без старания да упорства дело не спорится

Лет семь назад разговорились с двумя высокопоставленными аграриями на тему жизни и работы. Долго слушала, внимала, в итоге спросила: «А может ведь быть так, если человек бьется, бьется, а у него все равно ничего не получается?» Ответ меня удивил. Оба в голос: «Нет. Такого быть не может. Если он бьется, то обязательно добьется!» И ведь правы оказались специалисты.

И в подтверждение вышесказанному история семьи Ерденовых из деревни Локти.

Кульзабера Шалбановна и Юрий Мутпаевич вместе уже более 30 лет. Двое сыновей (33 и 38 лет) живут с ними, дочь уехала в Казахстан. Вчетвером ведут большое хозяйство. Кульзабера Шалбановна всю жизнь отработала на ферме. Имея за плечами огромный опыт работы в животноводстве, пять лет назад решила, что такому большому опыту, знаниям, умениям и навыкам не стоит пропадать впустую. – Без всяких ссуд и кредитов купили несколько телят и стали их растить, – вспоминает собеседница, – год передюжили, экономя на всем. Потом сдали и опять купили и так несколько раз. Только в 2008 году сдали четыре машины скота, и на часть выручки я моим мужчинам автомобиль «Рено» купила. А в прошлом году сын взял ссуду на 30 тысяч рублей, и я оформила на 150 тысяч. Купила 40 голов молодняка, кобылу, чтоб скот пасти.

Домашнее животноводство то же самое производство, здесь и затраты, и естественные потери, и падеж. Всего хватает, рассказывает хозяйка. Как подходит сенокосная пора, Ерденовы забивают четыре – пять голов КРС на покупку солярки, ремонт техники и т.д. В затраты также входит покупка кормов. Одного зерна необходимо на зиму около 10 тонн, несмотря на то, что 1000 – 1500 центнеров сена обычно еще и сами заготавливают. Благо, что своя техника есть: косилка, грабли, трактор.

Правда, копны скирдуют вручную. Я оглядела горы сена и подивилась. Это же сколько здоровья надо?! – У нас пока на погрузчик денег не хватает, – досадует Кульзабера Шалбановна и продолжает: – Оно, конечно, надо бы механизировать и вывоз навоза. А то пока все тачками вывозим. Тяжело. Вот еще подкоплю на калым для невест, сыновей женю, попросим денег у государства на мини-ферму, как посоветовал мне глава сельского поселения Валентин Гультяев, и тогда будет полегче. Забот-хлопот хватает, что и говорить. Одни телята чего стоят. В прошлом году, вспоминаетсобеседница, в зиму купили 20 голов месячных телят. И весь период, как за ляльками: молоком поить, добавками кормить, укольчики ставить и т.д. Благо все это Кульзабера Шалбановна делать умеет, да и сын по образованию ветеринар.

С увеличением поголовья Ерденовы несколько убавили свои посевные картофельные площади. С 80 соток сократили до пяти.

– Было время, по три машины картошки сдавали, – говорит сильная женщина, – сейчас только молоко и мясо. Вот в феврале сдам скот и снова куплю. А уже понимаю, что по-другому не могу, это как наркотик. Включишься в работу и не остановиться. Есть у семьи непродающиеся животные – 40 голов овец. Это только, так сказать, для внутреннего пользования. Ну или в исключительных случаях, по огромному расположению к обратившемуся, Кульзабера Шалбановна продаст одну голову на шашлыки. А так, только для семьи. – Мужиков кормить надо? Надо. А кормить их надо мясом, поскольку мужик без мяса совсем не работник, – мудро рассуждает моя собеседница. – И на праздники для гостей казахи в первую очередь готовят, конечно же, мясо. Вот как тут без своей отары?

Единственное, куда Ерденовы не вкладывают доходы, так это в дом, в котором они живут. Семья в дальнейшем собирается переехать на постоянное проживание в центральную усадьбу. Дом в Новолоктях будет большой и просторный настолько, чтобы сыновья, снохи и будущие внуки – все жили вместе.

Оксана Павлова, фото автора