Всё же трудности крестного хода, как и радость земная, – великое благо. Вёдра на Девятую пятницу в этом году не случилось. Накануне ночью большая свинцовая туча скатилась за Половинку, пропитала, как губку, далёкое заветное бездорожье. Я понимаю, что придётся шагать и шагать. Сапожки надела понадёжнее. Перчатки захватила – зябко с утра. Выслушала напутствия. Не напутствия даже, искренние сочувствия: не ходил бы ты, Ванёк. Всяк сюда, к святому источнику, крестным ходом отправляющийся, совершенно чётко понимает, что шествие на Криванково – не самоцель. И не средство включения механизма Божией благодати. Это определённое преодоление трудностей, возможность обратиться в молитве к Христу Спасителю и Пресвятой Богородице, к живительной силе криванковской воды.
Сберечь от беспамятства
Покидаем автотранспорт на Северо-Плетнёвской трассе у Шипаковского указателя: дальше – стоп. До Некрасовой хоть и отсыпана дорога, а не проехать. А там до святого места труднопроходимая грунтовка. Километров девять пути. Премирно выстраиваются крестоходцы. Несуетно. Отец Артемий напоминает на всякий случай, что крестный ход – это не прогулка: все должны быть воздержаны в словах и эмоциях, в своих шумных впечатлениях. Сосредоточены в молитвах, чтобы повлиять на состояние своей души. Идти за крестом – означает чувствовать Божие присутствие. А если так, как можно вести себя неправильно, неправедно?
Благостно, что из года в год православная Юрга поклоняется своей святыне. Великая вещь – человеческая память. Пока не забыт святой источник, пока живы люди, хранящие в памяти его духовную ценность, традиции паломничества, воспоминания-свидетельства близких, он будет убережён от беспамятства. Он будет связывать людей друг с другом на расстоянии и во времени.
На Девятую пятницу
Известно, что традиции крестного хода на Девятую пятницу в православном мире сотни лет. Я дружна с прихожанкой храма «Всех скорбящих радость» в Упорово Татьяной Александровной Седовой – она много лет работала редактором Упоровской районной газеты. Так вот там эту традицию так же бережно хранят. В отчёте о Ялуторовском округе от 1846 года сообщается, что «сверх того, кроме общих, установленных Православной Церковью, празднеств, каждогодно на девятую пятницу после Пасхи, подымают в селе Осиповском (Суерская слобода) икону Смоленской иконы Божией матери, и во время торжественного несения её в город Ялуторовск всякий почти семьянин выходит из дома со своим семейством на встречу Пречистому образу, прикладывается к нему, даёт на свечу и молебен; по истечении двух недель икона обратно относится на место, но не прежним путём, а через те селения, которых жители пожелают служить молебен». Традиция крестного хода на Девятую пятницу в Упоровском районе в Суерском храме Серафима Саровского существует и поныне. Большой православный праздник состоялся в Суерке и в этом году. Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий благословил упоровцев на благие дела.
Так же и в нашем районе крестным ходом на святой Криванковский источник ходили на девятую пятницу от Пасхи. Существовали свои обряды, связанные с Пречистым образом иконы Божией матери «Смоленская». Свои традиции посещения святого источника. Паломники выходили из своих сёл и деревень, как правило, накануне, в четверг. По обычаю, пешком. Останавливались на ночлег в окрестных населённых пунктах. А с раннего утра в пятницу шли до самого места. Кто как, а чаще босиком. По словам здешних старожилов, паломников было так много, что в избах негде пошевелиться – всех принимали на ночлег: гостей со всех волостей, родных и вовсе незнакомых. Очень многие рассказывают об обряде прохождения под большим Пречистым образом Богоматери Смоленской. Сам Криванковский источник прошлого столетия – ямка с водой. Паломники усаживались у святого места, отдыхали, молились. Набирали воды, несли домой, хранили у иконостасов.
И в годы атеизма крещёный мир совершал паломничество на Криванково. Большей частью правоверные старушки, которые бывали здесь из года в год со своих детских лет. По давним свидетельствам, здесь была часовня. А по более поздним воспоминаниям – стоял сруб колодца без барабана: ведро с водой паломники поднимали на верёвке. Потом – просто родничок в болотце.
«Религиозники»
Войну святому источнику объявили в советские годы. Запретительное постановление коснулось 700 учтённых святых мест на территории бывшего Советского Союза. В целом политика непримиримой борьбы с «религиозниками» была официальным курсом, твёрдой – решимость с него не сворачивать. С 1958 года осуществлялись меры по ликвидации святого места – Криванковского колодца с ключевой водой. Есть документальные свидетельства: отчёт начальника четвёртого отдела Управления КГБ при Совете министров СССР по Тюменской области Андреева: «В Юргинском районе в прошлые годы имело место массовое паломничество к так называемому «святому месту» – колодцу с ключевой водой в деревне Криванковой, в 5 км от деревни Шипаковой. К этому источнику родниковой воды ежегодно 25 июня, в религиозный праздник так называемой «девятой Пятницы», собиралось до 400 человек суеверных религиозников из Юргинского, Ялуторовского, Аромашевского, Вагайского и других районов. Во время этого паломничества религиозники организовывали моления и сбор денег, часть которых обычно передавалась в Шипаковской сельсовет, что приводило фактически к официальному признанию факта паломничества. В 1959 году принятыми мерами паломничество к так называемому «святому месту» было пресечено. Источник был замурован, а земли вокруг него были превращены в пашню и засеяны кукурузой. ГУТО ГАСПИТО. Ф.3894. Оп.2.Д.38». (Факты, стилистика и орфография документа приводятся без изменения, – прим. автора).
По другим отчётным документам, колодец запахивали и перепахивали, закапывали и заваливали, засыпали хлоркой. Родник пробивался заново. Крепкие в вере подвижники, чаще преклонного возраста, приходили, «хоронясь» от односельчан, зная о запрете официальных властей на паломническое посещение колодца, на Криванково в Девятую пятницу с лопатами и вёдрами, раскапывали и чистили колодец. Благоговейно хранили воду «на божничке», в красном углу. Взятая без благословения, без водосвятного молебна, криванковская вода удивительным образом хранилась долго, не один год: не портилась, не «зацветала», не мутнела. Старушки верили в исцеляющую силу воды, лечили ею деток от «уроков» и сглаза.
По рассказам моей бабушки Прасковьи Сидоровны, паломничество на Криванково было делом обетованным. Она давала обет сходить на Криванково, если снисходила по её молитвам милость Божия. Такая практика обетов-обещаний существовала повсеместно в районе: сходить на Криванково в Девятую пятницу, чтобы помолиться за выздоровление своё и близких, за спасение от бед и болезней.
Богоугодное дело
Километров девять отшагали. Сапоги пудовые, неподъёмные, с комьями налипшей грязи. А идти за крестом благостно. Радостно от мысли, что сила православной традиции крепка и нерушима. Живёт через века, через года. Прихожане из разных сёл: микроавтобус из Соколовой, паломники из Шипаково, Северо-Плетнёво и Лабино. Из Тюмени и Ялуторовска, из Ноябрьска. Остаётся только удивляться духовной и физической силе паломников: многим за семьдесят.
Криванковские пейзажи такие знакомые, почти родные. Огромные старожилы-тополя. Вид святого места чистый, светлый, зелёный, обещающий чудо исцеления. Сердце сладко замирает, когда на тебя обрушиваются струи студёной ключевой воды. Преображаются лица путников – от усталости нет следа.
Лица! Какие лица! Умылись, водицей окропились, как просветлели. Максимум улыбок и радушия. Одухотворённость. Желание помочь, подсказать, подвезти. Поделиться с ближними криванковской радостью. Любуюсь паломниками! Таких лиц и эмоций не увидишь в повседневности. Здесь те, кому это важно, кому ни бездорожье, ни длинный путь не преграда. Ясно же, богоугодное дело – душезатратное и трудоёмкое.
Молодцом держатся юные паломники. Пожилые полны сил: обратный путь всегда короче. Каждый – часть одной дружной команды крестоходцев. Свод ясных криванковских небес над головой, чистые луга с желтоглазой купальницей, беспечальный прощальный взмах ветвей отцветающих черёмух. Драгоценная ноша рук не тянет: целебная вода, чудотворная. По вере каждого.