Медиакарта
0:21 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как слово наше отзовётся

Вот в парке на игровой площадке группа школьников – восемь-девять лет, не больше. Качаются на качелях, скатываются с горки, бегают друг за другом. И вдруг один из них на весь сад кричит остальным, призывая к себе! Словно ушат горячей воды вылился на окружающих – отборная матерная брань разрубила воздух, да такая, что и взрослые, видавшие виды мужики, не осмелились бы произнести на людях.

Матерная брань, сквернословие существуют в лексике со времён появления человеческой речи. И, как бы люди ни запрещали произносить мерзкие и непотребные слова, их будут использовать. Подростки – чтобы в среде сверстников казаться крутым парнем. Малыши просто копируют, подражают речи взрослых – родителей, родственников, знакомых, порой не понимая значения слов. Но подражание взрослым свойственно лишь детям до 5-6 лет. В семилетнем возрасте ребята уже понимают, что ругаться матом – плохо. Но, если ребёнок это продолжает делать, значит, у него и у его родителей серьёзные проблемы с воспитанием. Значит, дома или не знают о проблеме чада, или ругаются, как разговаривают.

В словаре Владимира Даля скверна определяется как нечто мерзкое, гадкое, пакостное. Это «всё гнусное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно. По большому счёту, матерная брань противна Богу и ведёт детские, ещё не сформировавшиеся души к нравственному растлению.

Ребёнок вырастет. Если семья, школа, окружение научат, как вести себя в обществе, он, возможно, станет культурным и воспитанным, вот только тот краешек души, который в раннем детстве был осквернён бранью, будет свербеть, как незаживающая рана. Поэтому, услышав мат из уст ребёнка, нужно не ругать его, а разговаривать, объяснять, почему в нашем языке есть такие слова, зачем они, доказывать, что «в приличном обществе такими словами не разбрасываются». Естес­твенно – учить. Русскому языку, русской литературе, русской культуре. Когда у человека ограниченный словарный запас, в разговоре матерные слова употребляются для связки, как слова-паразиты. А начинается всё с детских лет.

В этой ситуации страшно не то, что дети изрыгают мат, не оглядываясь на взрослых! Удивляет, что взрослые не делают замечаний подросткам. И не только по поводу нецензурной брани. На улице, в общественных местах или в транспорте. Однажды в автобусе мальчишка (уже постарше второклассников) прикрыл ладонью сиденье рядом с собой со словами: «Занято!», когда женщина попыталась присесть! Картина неприятная, общественность промолчала, женщина безмолвно, словно и не удивившись, села в дальний ряд автобуса. Дети из детского сада с радостью занимают отдельные свободные места рядом с мамашами, а пенсионерки стоя трясутся с сумками в руках.

Мат, неуважение к взрослым, невнимание к окружающим – довольно частые явления. Вот мало­летние юноша и девушка целуются на тротуаре. Мимо стыдливо проходят прохожие. Может, и к лучшему: на глазах у всех, прилюдно, не прячась в подворотнях. Но и в этих чувствах напоказ, в четырнадцать-то лет, есть что-то неискреннее, недалёкое, безнравственное. Правила поведения в общественных местах определяют культуру человека, его отношение к окружающему миру, к людям, с которыми живём рядом. Начинается всё с детства, и, поверьте, во взрослой жизни молодым воспитанным людям будет легче сосуществовать в обществе. Мы продолжим публиковать корреспонденции о проблемах русского языка, русской культуры, молодёжи. Приглашаем читателей к обсуждению этих тем.

Фото Олеси ЗАЗУЛИНОЙ

Автор: Любовь АЛЕКСЕЕВА