Медиакарта
16:07 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Умейте жить, любя…

Ефросинья Спиридоновна Малышкина встречала нас за воротами своего дома. Он и накануне был полон гостей: хозяйку торжественно поздравляли с 95-летним юбилеем. Вся её жизнь связана с Голышмановским районом.

Детство

Родилась и выросла Ефросинья в Одина. Она вспоминает:

– Семья была большая – парень и шесть девок. Я всех старше и всех дольше на свете живу. В школе до третьего класса нас не брали на работу, а потом и поля пололи, и быков гоняли – боронили на них. Быки устанут, лягут – и ни с места. Мы наломаем вицы, бьём – а какая силёнка-то? На лошадях ездили, плужничали. Перед войной новые тракторы пригнали, бегали смотреть: ой, какие машины! Диконькие были… Мама всю жизнь доила коров на ферме, меня утром рано поднимет: «Фрося, вставай, квашню притвори!» Тогда хлеб стряпали и для себя, и на колхоз, зарабатывали трудо­дни. Скирдовали, молотили. Пять классов окончила, мама и говорит: хватит. А у меня память хорошая была, хотелось дальше учиться. И сейчас особо не жалуюсь, газетки читаю. Племянница придёт, удивляется, а я вот, говорит, не вижу уже...

Многих забрали – мало вернулись

– Война началась, папку 22 раза вызывали в военкомат, порок сердца у него признали. Он председателем колхоза был и до войны, и в послевоенные годы. Меня тоже на фронт готовили вместе с другими девчатами в Катышке на курсах медсестёр. Мы и по-пластунски учились ползать, и стрелять, и раненых перевязывать. Каждую неделю по субботам домой добирались. Пешком – машин не было. И вот перед самой отправкой на фронт меня прямо на посту схватил аппендицит. Сделали операцию, да неудачно, занесли инфекцию. Лежу и реву, мол, лучше бы на фронте убили, чем на койке вот так умру... У нас из деревни многих забрали – мало вернулись. Сродный брат погиб, родной – раненым вернулся, осколки так и остались в ногах, после войны недолго пожил, умер в 54 года.

По деревенской привычке

В Одина Ефросинья Спиридоновна жила до 1946 года. Потом уехала в Тюмень, устроилась на завод. В 1950 году вышла замуж, один за другим родились два сына. С супругом Юрием ладили, пятьдесят пять лет дружно прожили. Секрета, говорит мудрая женщина, особого тут нет. Просто, как бы ни вспылил муж, не обижалась на него жена, умела сгладить «острые углы», к месту пошутить. И муж-фронтовик ценил свою бойкую жену, которая и в работе любого за пояс заткнёт, и в застолье песню запоёт – заслушаешься, и в доме – образцовая хозяйка. Помнит Ефросинья, как поженились, вдвоём на покос отправились.

– Я кошу, а он не умеет, всё бочком-бочком, – рассказывает, смеясь, старушка. – Как, говорит, у тебя хорошо получается. Встал рядом, пригляделся, понял. А меня с детства папка научил и косить, и зароды метать, чтобы вода не попадала. Такой я человек: мне всё время надо работать, люблю, чтобы везде был порядочек. Сейчас уже и рука болит, и нога, но всё равно шевелюсь, в огороде помаленьку справляюсь. За всем ходить надо, любить, тогда и растёт, а не то что посадил и не заглядываешь.

В доме у Ефросиньи Спиридоновны швейная машинка стоит, до сих пор, когда нужно что-то прострочить, подшить – достаёт её хозяйка.

Ровесница района

Ефросинья Спиридоновна одна дома бывает редко. Родные навещают и помогают постоянно. Сын Сергей живёт рядом, самому уже 67 лет. Говорит, это и есть настоящее счастье, когда в таком возрасте можно обнять свою старенькую маму.

Своему ровеснику – Голышмановскому району – Ефросинья Спиридоновна Малышкина желает благополучия, пусть строится и развивается. Помнит она Катышку настоящим болотом, с грязными улицами и покосившимися домами. Сегодняшний посёлок – красивый, современный. Пусть живёт и здравствует!

Фото Романа БОДРИКОВА

Автор: Ирина ШАДРИНА