Всё начинается с любви
Любовь ворвалась в их жизнь нежданно-непрошенно и перевернула всё в судьбе учителей Новотаповской средней школы Светланы Васильевны и Валерия Николаевича Кушмановых. Так случилось. У Валерия Николаевича семья, у Светланы Васильевны маленький сынишка в гражданском браке. Всё определило решение Валерия Николаевича, сделавшего Светлане Васильевне официальное предложение и расставившего все акценты в отношениях. Их крепкая семейная жизнь вот уже на протяжении четырёх десятков лет – лучшее подтверждение правильности этого ответственного решения.
Реакция коллег-педагогов в целом была позитивная, но кое-какие этические уроки они усвоили тогда на всю жизнь. Серьёзность и доверительность в отношениях в коллективе, такт, такт и только такт. Никакой фамильярности, никаких эмоций напоказ – только по имени-отчеству. Это стало правилом для всей семьи. Как признавались потом их трое сыновей, став взрослыми, в школе никто из них не утверждался за счёт статуса учительских детей. Никаких «мамы-папы» в школе. Очень трудно было удержаться от желания подойти и попросить помощи – с них спрос был всегда вдвое строже. Сыновья понимали сами: они на виду, всегда в поле зрения школы. Они семья, они в одной связке! Какие бонусы от родителей-учителей? Никаких! Мама допоздна в школе, отец каждый выходной со школьными командами на соревнованиях, часто уезжает на семинары, на курсы. Пацаны добровольно брали заботы о доме и хозяйстве на себя. Валерий Николаевич и Светлана Васильевна жили профессиональными заботами – издержки учительского дела, которое они любили.
Новотаповские школы тех лет – это нечто феноменальное! Молодые, многочисленные, профессиональные. До десятка молодых специалистов приходило в начале учебного года – выпускники московских педагогических ВУЗов, из Краснодарского края, из Нижнего Новгорода, с Украины и Белоруссии. Более пятидесяти человек в педагогическом коллективе. Руководил им умница-преподаватель и директор Юрий Савватеевич Санников. Все удары, которые принимала школа, учебные, методические, хозяйственные, брал на себя. Ценил коллег. Потом Тамара Ивановна Савельева унаследовала эту директорскую практику.
Кушмановы, Светлана Васильевна, учитель математики, и Валерий Николаевич, преподаватель военного дела, – это безграничная преданность школе, личное обаяние, естественность и прямота в общении. Важным и первостепенным всегда было – дать школьникам качественные, глубокие знания. Бывшие ученики Б.К. Гиберт, А.М.Машкин, Е.И.Крестьянников, Н.М. Машкина, Н.И. Щедрина, П.Н. Канахович, встречаясь с педагогами, признавались, что это была лучшая школа, в ней работали талантливые педагоги.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".